Как известно, прошлый год в нашей стране проходил под девизом «Дорогу малому бизнесу!». Чиновники сумели убедить людей, что собственное дело – это хорошо и радостно отрапортовали о рекордном количестве выданных грантов и субсидий. В свою очередь, новая генерация предпринимателей с энтузиазмом взялась за покорение рынка. Редакция «ДГ» будет искренне рада, если у них все получится. Возможно, в работе пригодится и мнение бизнесменов со стажем, которым мы адресовали вопрос: «Что самое сложное в малом бизнесе?» и предложили варианты ответов – платить налоги; удержаться на плаву; вести бизнес; развивать бизнес.
Евгения Иванова, финансовый директор ООО «СтандартСтройСервис»:
-В таком небольшом городе, как Саратов не так-то просто удержаться на плаву: очень сильная конкуренция. Нужно, чтобы предоставляемые товары и услуги были самыми качественными. Самое важное заработать имя, а потом его сохранить. Из-за одной ошибки можно всех клиентов потерять. И их доверия потом не восстановить.
Вадим Голубев, технический директор ООО «УПЦ «Полиграфист»:
- Конечно, развивать бизнес сложнее всего. Это плавно вытекает из первых трех вариантов ответа на вопрос. Налоговое бремя в нашем государстве не имеет четкой позиции: можно проснуться завтра, и узнать о каких-то очередных неприятных нововведениях. Во-вторых, хотя количество проверяющих и уменьшилось, но окончательно никуда не исчезли ни пожарники, ни СЭС, ни другие структуры – они все так же ходят по предприятиям со всеми вытекающими из этого последствиями. Наконец, реальных дивидендов от государства малый бизнес получить не в состоянии – льготное кредитование, услуги бизнес-инкубаторов, снижение налогов, доступ к тендерам – все это только для «своих». И вот такая неадекватная ситуация приводит к тому, что большинство малых предприятий сейчас мученически старается просто удержаться на плаву.
Андрей Новоярчиков, директор ООО "ЖелДорЭкспедиция-58":
- Для бизнеса самое сложное - это держаться на плаву. Нужно всегда идти в правильном направлении: если пойдешь против рынка - потонешь. Важно знать своих конкурентов, вести правильную ценовую политику. Особую роль играют кадры: от человеческого фактора очень многое зависит. Сейчас со мной работают только пара человек из тех, с кем я начинал бизнес. А с новыми людьми труднее работать: они пришли, когда все уже было готово, поэтому им сложнее преодолевать трудности.
Алексей Савкин, руководитель РИЦ ООО «Престиж-Лайн»:
- Думаю, что развитие бизнеса. Большинство знакомых частных предпринимателей, задействованных в мелком производстве, признают, что их бизнес – чистой воды альтруизм. Больших денег на этом не заработаешь, а бросать любимое дело жалко. Потому что, например, производителям детской одежды очень сложно конкурировать даже с китайцами – ведь все материалы – даже обыкновенный ситец, приходится покупать у тех же китайцев.
Что касается рекламы, то все оборудование и материалы даже для мелкого производства заграничные – у нас таких просто не делают. Есть «кулибины» на Урале, но и их продукция скорее можно назвать советских наследием, а не современным оборудованием. То же и с материалами. Например, единственное, что производится в России – пенопласт, но и его в магазинах не найти. В таких условиях развитие любого малого бизнеса требует огромных денежных вливаний.
Светлана Баринова, начальник отдела экономики и инвестиций ТПП Саратовской области:
- Для подавляющего большинства организаций, относящихся к малому бизнесу, основными проблемами стали повышение тарифов, высокий уровень налогообложения, снижение платежеспособности потребителей. Каждый третий предприниматель испытывает недостаток финансовых средств, нехватку квалифицированных кадров, негативное влияние от коррупционной составляющей при размещении государственного заказа, бюрократических барьеров.
Владимир Маныкин, генеральный директор ООО ТК «Примавера»:
- Туристская отрасль находится на стыке с другими отраслями и сильно от них зависит. Рост цен на транспортные расходы, проблемы в строительной отрасли моментально сказываются и на сфере туризма. Устоять могут не все, и здесь очень важна поддержка государства. Необходимы эффективные меры, которые смогли бы стать катализатором обеспечения внутреннего и въездного туризма. Для малого бизнеса в Саратовской области в этой сфере главной сложностью вижу полное игнорирование развития туристической отрасли местными властями и в отсутствии комплексной поддержки с их стороны по развитию этого направления. Как таковой, реально действующей программы развития туризма в регионе нет, в отличие от Ивановской или Тульской областей.
Сложно, несомненно, находить доступ к финансовым ресурсам, поиск «неформальных инвесторов», так сказать «бизнес-ангелов». А все остальное - качественная работа - зависит от нас.
Владимир Моисеев, ИП Моисеев:
- Сложнее всего – развивать бизнес. Я занимаюсь продажей автозапчастей, а в этой сфере в Саратове очень большая конкуренция. Прибыли откровенно мало для развития бизнеса. Кроме того, львиную часть дохода съедает высокая аренда.
А вот налоги или проверяющие органы, как мне кажется, для индивидуального предпринимателя не являются проблемой.