То, что государство выделяет безработным деньги на открытие собственного дела – хорошо, считает саратовский предприниматель Антон Ищенко. Но это только первый шаг. В системе экономических отношений нужно многое пересмотреть – иначе малый бизнес в нашей стране умрет, толком так и не успев родиться.
- В рейтинге наиболее привлекательных профессий лидируют юристы и прокуроры, предпринимателей россияне ставят далеко не на первое место. Почему, на ваш взгляд, так происходит?
- Наверное, наше государство настолько всех запугало, что лишний раз высовываться никому не хочется. А вот прокурора обидеть сложно. Поэтому и малый бизнес у нас никак не назовешь массовым. В Италии до 70 процентов населения работает на малых и средних предприятиях, в Германии – 45 процентов. У нас же не больше 15. И хотя общественное мнение сейчас уже не настолько рьяно отрицает идею частного предпринимательства, как это было в 90-е, поддержка государства пока мало заметна. Помните, президент Медведев на встрече со студентами рассказывал, что в Сингапуре через Интернет можно открыть фирму за 7 минут, включая получение всех необходимых лицензий? Вот там власти в развитии бизнеса заинтересованы.
- А у нас сколько времени требуется?
- Обычная регистрация юрлица занимает неделю, но это не значит, что вы сразу же можете приступать к работе. Добывание лицензий и разрешений может растянуться на очень долгий срок и вылиться в копеечку. Водоканал, газовики, вневедомственная охрана, Роспотребнадзор, СПГЭС, вентиляция, замеры освещенности…Общение с этими структурами – отдельная песня. Доходит до смешного: запускаю котельную, приходят контролеры, спрашивают – у вас дымоходы есть? Да, говорю, три штуки. Тогда вам нужно купить три книги обследования дымоходов – и протягивают мне роскошный талмуд с золотым обрезом стоимостью тысяча рублей каждый. Зачем? Ведь результаты обследования можно в обычной тетрадке записывать!
- И где выход?
- Нужна система одного окна, чтобы при запуске бизнеса человек могут обратиться в аккредитованную при всех этих ведомствах проектную организацию, согласующую все необходимые документы в соответствии со СНИПами и ГОСТами. Таких организаций должно быть в городе десятка два, чтобы они конкурировали между собой. Пока же мы видим, что каждое ведомство обрастает своими подконтрольными фирмочками, не решающими проблему в целом.
- Мне кажется, что вопросы поддержки малого бизнеса особенно актуальны для райцентров: там больше безработица, больше поборов с предпринимателей.
- Да, потому что все проверяющие структуры рассматривают бизнес как свою кормушку. Время сейчас кризисное, все ещё шевелящиеся предприятия в районах можно пересчитать по пальцам. Так что же делают трудовая инспекции, прокуратура и налоговики? Вызывают директоров на ковер и вместо поддержки начинают их отчитывать. Я своими глазами видел решение комиссии после одного из таких заседаний: «Увеличить налоговую нагрузку на предприятие». Это как?!
- Если говорить об условиях для развития бизнеса в нашей области и других регионах – где лучше?
- Саратов – в самом низу списка. Хуже, мне кажется, нигде нет. Возьмем хотя бы Пензу – город строится, развивается, в торговых сетях нет никаких «входных билетов», нет жесткой откатной системы, с земельными отношениями все в порядке. Вот, может мелкий, но показательный пример из саратовской практики взаимодействия власти и бизнеса. В прошлом году одна из наших фирм попробовала – из чистого интереса – официальным путем получить разрешение на установку автомата по торговле мягким мороженым. Автомат переносной – утром поставил на улице, вечером унес. Отправили заявление в районную администрацию в феврале, оно там несколько месяцев путешествовало по кабинетам, и лишь в конце июня мы получили ответ за подписью заместителя мэра города (!) «Считаю торговлю мороженым в этом месте нецелесообразной». Если уж с несчастным мороженым так, то про более серьезный бизнес и смысла нет говорить.
Берем федеральный уровень – одной рукой государство как бы за бизнес, а другой – ставит предпринимателей в удобную лишь для себя позу. Тарифы на ЖКХ у нас одни из самый высоких, газ внутри страны мы уже покупаем выше мировых цен, если так называемые лимиты перебираем. Тихой сапой с 1 января были вдвое подняты пошлины за регистрацию любых изменений, связанных с недвижимостью – теперь это стоит не семь с половиной, а 15 тысяч рублей. То же самое распространяется на нотариальные услуги. А учитывая, что все ООО должны пройти перерегистрацию, это означает, что весь малый бизнес обложили дополнительной данью. Про кадастровую оценку земли и начисленные налоги говорилось уже много. Например, участок земли в промзоне Балаково нам оценили в 38 млн. рублей при рыночной стоимости от силы 5 млн. Почувствуйте разницу.
- Что тогда, на ваш взгляд, в существующей системе стоило бы поменять?
- Во-первых, убрать НДС и заменить его налогом с продаж. Это очень сложный, громоздкий налог – за его начислением и уплатой следит чуть ли не половина сотрудников налоговой инспекции: проводят финмониторинг, проверяют контрагентов... Для малых предприятий, сидящих на «упрощенке», существование НДС вообще беда. Они оказываются отрезанными от работы с крупными предприятиями, которые крайне неохотно заключают договора с фирмами, не являющимися плательщиками НДС. Зато единый для всех налог с продаж удобен, прозрачен, не требует громадной работы бухгалтерии, штампующей бесконечные счета-фактуры. Компании, оказывающие услуги населению, надо вообще переводить на патент, включающий в себя все налоговые и пенсионные отчисления.
- Вы недавно возглавили региональное отделение ЛДПР. Какие другие шаги по защите бизнеса, кроме замены НДС, предлагает ваша партия?
- Эти меры очевидны. Нужна прозрачная система торгов и тендеров – не секрет, что большинство из них проходит для галочки и ориентирована лишь на привилегированные фирмы. Малый бизнес должен иметь доступ к госзаказам. Малые сельхозпредприятия должны иметь возможность продавать свою продукцию по гарантированным государством ценам. Нужны отраслевые программы по поддержке различных производителей – например, в легкой промышленности. Нужна системность. Наши предприниматели могут приспособиться ко всему, но правила игры должны быть постоянными, а не меняться ежесекундно. Быть бизнесменом не просто – это ответственность не только за себя, но и за работающих на предприятии сотрудников, их семьи. Чтобы в стране сформировалась мощная прослойка малых предприятий, формирующая значительную долю ВВП и предлагающая рабочие места, нужна поддержка государства. Если не материальная, то хотя бы моральная.