Поиск:


Разноцветные фантазии
Витражи снова в моде, особенно в мегаполисах. Только в Саратове сегодня работает порядка семи-девяти компаний, производящих витражи в самой разной технике. И, судя по всему, на этом рынке еще достаточно места для новых предпринимателей. Все правильно, люди хотят жить красиво. А какая же красота без цвета!

Теория

Начать витражный бизнес с нуля довольно сложно, Чтобы вас узнали, должно пройти время. Но если не будет заказов, то не будет и денег. Поэтому один из самых дешевых вариантов — начинать с изготовления образцов где-нибудь у себя на даче. На их основе можно сделать каталог и пройтись по архитектурным студиям, предложив им процент от сделки (обычно это 5–10%). Если дизайнеры согласятся с вами работать — это уже половина успеха. К тому же придется научиться массе тонкостей. Например, выгодно закупать расходные материалы. Помимо рук, головы и таланта, современному витражисту нужно обладать еще изрядным запасом терпения и любить свою профессию, что, в общем-то, справедливо для любого бизнеса.

Для изготовление витражей используются несколько различных техник.

Классическая техника. Старейшая техника паечного (наборного) витража. Использовалась в готических соборах. Цветные стекла вырезаются в соответствии с эскизом, затем их вставляют в направляющий профиль из мягкого металла (свинца, меди, латуни), вальцуют и спаивают. Такой витраж переживет не одно столетие, сохранив первоначальную яркость и насыщенность красок.

Тиффани. Эту технику придумал в конце XIX века потомственный ювелир Луи Комфорт Тиффани. Вместо тяжелых свинцовых «протяжек» он использовал медные полоски (сейчас применяется медная фольга), которыми оборачивался каждый кусочек стекла. Затем кусочки спаиваются между собой с помощью олова и покрываются платиной. Это наиболее распространенная, но и самая дорогостоящая техника.

Фьюзинг. На бесцветном листе стекла в соответствии с эскизом собирается картина из кусочков цветного стекла, стеклянных шариков, шихт. Все эти фрагменты должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения: собранный витраж запекается в печи при температуре 850 градусов. Полученный витраж может иметь любую форму и толщину, благодаря чему можно производить картины из стекла, сувенирные изделия, украшения и т. д.

Пленочный витраж. Техника, появившаяся в США в семидесятые годы. На обыкновенное листовое стекло наклеивают готовые лавсановые пленки. Стоит такое удовольствие недорого, однако в глазах знатоков такие витражи не имеют никакой ценности.

Витражное производство в деталях:
Сертификаты и лицензии — не нужны.
Инвестиции — от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей (в зависимости от масштабов производства и разновидности используемых технологий).
Текущие расходы — зарплата персоналу, расходные материалы, арендная плата за производственные площади и магазин-салон.
Рентабельность — 10–15%.
Клиенты — производители мебели, дизайнерские студии и архитектурные бюро, состоятельные частные клиенты.
Персонал — рабочие без спецобразования для «пленочного» производства; специалисты-художники для создания витражей в различных техниках.
Сопутствующий бизнес — изготовление декоративно-прикладных изделий: часов, украшений, корпоративной символики и др.
Средства продвижения — рекламные буклеты и образцы товара в торговых точках производителей мебели, в специализированных гипермаркетах; реклама в платных и бесплатных отраслевых изданиях; распространение каталога

Практика

Елена Синева, директор витражной мастерской «Калейдоскоп»
- Я сама художник по образованию, поработать в мастерскую меня как-то привела подруга – до этого момента я рисовала только картины. Потрудившись там, я загорелась идей создания витражей. Своих денег, чтобы открыть мастерскую, у меня не было, зато удалось найти инвестора. Правда, около двух лет назад мне пришлось с ними прервать отношения, и сейчас я работаю на себя. Сам бизнес достаточно затратный, поскольку материалы и оборудование импортные, из Америки. Приходиться заказывать через Москву и ждать, пока привезут. Сейчас у меня есть заказ на витраж, а стекло для него приедет только через три недели.

Конкуренция ощущается, в Саратове есть порядка семи-девяти витражных матсрских. Но рынок не полностью освоен, во многих близлежащих городах таких фирм почти нет. Стоимость саратовских витражей колеблется от 8 до 10 тысяч рублей за квадратный метр, а вот в Москве, например, цены стартуют от 35 тысяч.

Мы используем два вида техники: фьюзинг и тиффани. Первая удобна тем, что является безотходным производством, все стекло, вплоть до крошек, идет в дело. Для нее нужно специальное оборудование, в первую очередь, печь. В этой технике мы делаем сувенирную продукцию: часы, лампы, картинки, подвески и т. д. В принципе, в работе с горчим стеклом нет ничего опасного, надо просто запомнить одно правило: не поднимать над собой раскаленное стекло и не подносить его к лицу, так как оно может лопнуть.

Вторая техника является классической – особых инструментов, кроме паяльника и ножей, для создания витражей не требуется. Но так как кусочки стекла вырезаются и спаиваются между собой, остается много «обрезков», которые мы потом используем для фьюзинга. Кроме того, мы не только создаем витражи, но и устанавливаем их, что делает далеко не каждая фирма.

В «Калейдоскопе» сейчас работает около десяти человек, из них пятеро – постоянно. Я периодически набираю учеников, поскольку объемы растут и надо больше рук. Чтобы работать со стеклом, не обязательно быть художником, но человек должен обладать специфическими свойствами: скрупулезностью и твердой рукой. Мой лучший работник не имеет художественного образования и, тем не менее, создает очень хорошие витражи.

Научиться самому делать витражи можно или у нас в «Калейдоскопе», или съездить в Москву, там часто проводятся различные семинары и практические занятия. Я и сама часто туда езжу, поскольку там проходит много выставок

Как правило, заказывают витражи или состоятельные саратовцы, или различные фирмы: стоимость их, все-таки, достаточно велика. Хотя достаточно часто покупают небольшие витражи или вставки на стекло, цена которых около четырех-семи тысяч рублей.

Самым сложным и большим заказом у нас был витраж в саратовское депо Горэлектротранса, площадью двенадцать метров. Очень трудно было его установить – так, чтобы он банально не разбился.
Если витражи – дорогие, но штучные заказы, то сувениры из стекла ощутимо дешевле. В среднем, они стоят от 200 до 1000 рублей и всегда хорошо продаются. У нас есть одна точка в Саратове плюс партнеры в разных городах – Москве, Челябинске, Питере, даже Кахастане, которым мы отдаем продукцию на реализацию. Еще один плюс – больше возможностей для творчества. Так, например, у всех моих работников есть своя серия котов и каждая из них индивидуальна. А мне больше всего нравится делать панно с ирисами и стеклянных ежиков.

Структура доходов сейчас выглядит так: 60-709 процентов – сувенирка, остальное – витражи. А вот рентабельность, мы, как ни пытались, так и не сумели вычислить. Где-то процентов 80-85 уходит на электричество, зарплату материалы и аренду, значит, примерно пятнадцать процентов остается.

Станислав Прыгунов
2010-03-19


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007