В облпрокуратуре прошло заседание Общественного совета по защите прав субъектов малого и среднего бизнеса. Его участники обсудили актуальные вопросы, касающиеся правового регулирования земельных отношений, а также отмены сертификации продовольственной продукции.
Открывая заседание, президент региональной ТПП Максим Фатеев отметил огромное количество вопросов и проблем, возникающих у предпринимателей в связи с неурегулированностью земельных отношений в Саратове. «На территории города оформление земельных участков серьезно затруднено», - подчеркнул глава палаты. В частности, сегодня отсутствуют административные регламенты на передачу прав на земельные участки, согласование схем расположения земельных участков, выдачу разрешения на строительство.
Директор правового департамента ТПП Сергей Леонов напомнил, что летом 2009 года полномочия по распоряжению земельными участками были переданы муниципалитетам. И указал на «пробельность» действующего законодательства: «За это время практически не принято ни одного нормативного акта, регламентирующего передачу, не говоря уже об административных регламентах, устанавливающих процедуру оформления земли».
«Парадокс – предприниматели готовы платить арендную плату за землю, но с ними не заключают договора. Ежегодно с тысячи таких объектов город теряет более 5 млн рублей», - констатировал Максим Фатеев.
У самих же предпринимателей при попытке в очередной раз обсудить проблемы земельных отношений возникает четкое ощущение «дежа-вю». По мнению индивидуального предпринимателя Михаила Якушева, «воз и ныне там», а на вопрос о причинах недооформления уже поданных заявок, в городском комитете «не дают четкого ответа», что ставит под сомнение наличие правопреемственности в переданных полномочиях.
В ответ на это председатель комитета по управлению имуществом Саратовской области Александр Бовтунов сообщил, что вся документация по заявкам – 436 распоряжений о предоставлении земли и более 3 тыс. договоров - была передана в комитет по земельным ресурсам администрации города еще в прошлом году. Председатель этого комитета Дмитрий Варламов факт передачи подтвердил и отметил, что по ним ведется работа. А возникшие задержки объяснил отсутствием нормативов обеспеченности торговыми площадями (их разработкой занимается облправительство), а также изменениями структуры горадминистрации, из-за которых в уже готовые документы, в том числе и административные регламенты, приходится вносить изменения.
Не осталась без внимания участников заседания и проблема, связанная с оформление земли под остановочными павильонами. Сейчас она должна отводить по результатам аукционов. Но как быть тем предпринимателям, чьи павильоны давно установлены, но земля под них так и не отведена? Наглядное подтверждение – ООО «Вест Холдинг», которому сегодня принадлежит 90 остановочных павильонов. Еще недавно их сооружение – а компания затратила на это 25 млн. рублей собственных средств, рассматривалось как большое достижение горадминистрации, сумевшей привлечь частного инвестора к решению социальных проблем. Согласно подписанному договору «Вест Холдинг» вначале устанавливает павильоны, а затем занимается оформлением земли. Не тут-то было -- по словам руководителя предприятия Ливии Романчук, «в бизнес вложены деньги и время, но сегодня никто не дает положительного решения, более того, намекают, что его может и не быть». Предметное обсуждение данного вопроса было решено продолжить в горадминистрации.
Предметные разбирательства индивидуально с каждым предпринимателем предложено провести и по поводу перерасчета арендной платы за два прошлых года в связи с изменением – как правило, снижением, кадастровой стоимости земельных участков.
По итогам обсуждения первого вопроса участниками заседания принято сразу несколько решений. Во-первых, обратиться к областному прокурору с просьбой о проверке наличия нормативных актов и административных регламентов, описывающих порядок передачи прав на земельные участки. Также участники совета попросили прокуратуру проверить законность взимания земельных платежей. Кроме того, члены совета обратились в областное министерство экономического развития и с запросом о реализации постановления облправительства о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Интересно, что городская власть все же подключилась к решению земельных проблем. По сообщению информагенств, Олег Грищенко предложил главе администрации Вячеславу Сомову «в кратчайшие сроки провести анализ актуальности и достаточности действующих муниципальных правовых актов в сфере распоряжения земельными участками, госсобственность на которые не разграничена». Предложения по разработке новых правовых актов в гордуме ждут до 1 апреля.
В завершении встречи участники еще раз проговорили все тонкости отмены сертификации продовольственных товаров. Председатель гильдии рестораторов и отельеров при ТПП Саратовской области Владимир Давыдов указал на тот факт, что несмотря на изменение законодательства, проверяющие органы по-прежнему требуют предъявлять сертификат. Не совсем ясны предпринимателям и нюансы, связанные с получением декларации. В ответном выступлении начальник отдела информации ФГУ «Саратовский ЦСМ им. Б.А. Дубовикова» Татьяна Самохина разъяснила все тонкости законодательства по этому вопросу. Стороны сошлись на необходимости проведения семинара или круглого стола по теме в областной торгово-промышленной палате. Подводя итоги обсуждению по данному вопросу, зампрокурора Саратовской области Тимур Маслов справедливо отметил, что торговая марка, заинтересованная в качестве своей продукции, будет выполнять все необходимые процедуры независимо от системы подтверждения качества и проверяющих органов.
Участники совета обратились к прокурору области с просьбой провести проверку наличия нормативных актов и административных регламентов, описывающих порядок передачи прав на земельные участки.