Поиск:


Всегда в пути
Наверное, почти все из читателей хотя бы раз в жизни видели знаменитый логотип компании Michelin – человечка по имени Бибендум, созданного из стопки шин. В начале XXI века ряд авторитетных журналов, посвященных рекламе, признали Бибендума самым известным логотипом в мире. Однако, французская компания Michelin знаменита не только смешным человечком. Она прославилась еще и тем, что внедрила в мир множество инновационных идей, среди которых сменные и радиальные шины.

Мой брат, художник

Michelin – это семейный бизнес. Его истоки лежат еще задолго до появления на свет основателей компании – братьев Андре и Эдуарда Мишленов. Их дед Аристид был одним из руководителей завода, занимающегося производством разного рода металлоконструкций. После его смерти на фабрике начались серьезные проблемы, было уволено несколько руководителей. И в 1886 году тридцатитрехлетний инженер Андре Мишлен вернулся из Парижа в свой город детства Клермон-Ферран, чтобы возглавить фабрику. Вскоре к нему присоединяется и его младший брат Эдуард, закончивший к этому моменту академию художеств во Франции. Немного выправив положение фабрики, в 1888 году братья переименовывают ее в Compagnie Générale des Établissements Michelin. Этот год и считается официальной датой основания самой знаменитой компании по производству шин в мире.

Золотая жила

Изначально фабрика занималась всем, чем только можно: делала тормозные колодки Silent, различные клапаны, водопроводные трубы, газовые трубы, ремни и многое другое. Это далеко не полный ассортимент компании Michelin конца 19 века. Настоящий успех к компании пришел, когда ее основатели обратили внимание на велосипеды, только набиравшие свою популярность. Обычно на их колеса ставились несъемные шины, которые просто напросто приклеивались к ободу. Michelin произвела революцию в этом деле, представив первые съемные велосипедные шины. Успех к ним пришел после того, как велогонщик Шарль Террон выиграл знаменитую гонку «Париж-Брест-Париж» на велосипеде, оснащенном передовыми шинами. Затем последовала историческая гонка компании, в которой на участке трассы «Париж – Клермон-Ферран» было разбросано множество гвоздей. И тут съемные шины Michelin не подвели участников соревнования. Нет ничего удивительного в том, что эта гонка заставила заговорить о компании весь веломир.
В 1894 году состоялся первый автомобильный пробег, организованный французским журналистом Пьером Жиффаром. Конечно, он сильно отличался от сегодняшних. Максимальная скорость, которую тогда могли развивать автомобили, составляла всего 21 километр в час – всего на 4 километра выше скорости велосипеда. Однако после этого заезда братья Мишлен поняли, за каким средством передвижения стоит будущее. И начали всерьез заниматься производством шин для автомобилей.

Бибендум

Рождение самого известного логотипа в мире бизнеса имеет красивую легенду, похожую на правду. Однажды Эдуард Мишлен на одной из выставок увидел сложенную друг на друга стопку шин. Воображение художника и предпринимателя само дорисовало картину – голову, руки, ноги. Эдуард воскликнул, что из этой горы шин может получиться отличный человек-логотип. Братья не долго думая обратились к знаменитому карикатуристу того времени О’Гэллапу, который и нарисовал первый варианта Бибендума. А, точнее, переделал уже имевшуюся у него похожую работу, предложенную ранее одному пивовару в Мюнхене. Однако, к счастью для Michelin, пивовар отказался. Так появились первые рисунки Бибендума, на которых он изображался с кружкой пива. Суть заключалась в том, что в этой кружке якобы находились гвозди, которые легко проглатывал персонаж. А шины Michelin так же легко преодолевали любые преграды на дороге. Ассоциация с одной стороны удачная, но с другой – алкоголь плохо связывался с ездой на автомобиле. Поэтому чуть позже компания отказалась от кружки пива. Бибендум же стал легендарным персонажем, которого можно увидеть на автозаправках, гоночных трассах, в автомобильных журналах и многих других местах.
Собственно, мировую известность компания приобретала во многом за счет великолепной рекламной кампании, постоянно использовавшей образ Бибендума. В самом конце 19-го века оборот компании братьев Мишлен составил 6 миллионов франков. Это уже был не большой новаторский семейный бизнес, компания перерастала в большое дело мирового масштаба. В середине XX века компания Michelin удивила мир еще одной разработкой – шинами Michelin X. Данные шины – радиальные, разрабатывались по абсолютно новой технологии, позволявшей им служить в два раза дольше предыдущих моделей.

Michelin и туризм

Вначале XX века компания Michelin старается популяризировать путешествия на автомобилях, а потому выпускает специальный желтый «Гид Мишлен». Это был каталог, в котором были описаны все значимые автозаправки, отели, рестораны и некоторые другие места, способные заинтересовать автомобилиста. Изначально гид был бесплатным, так как спрос на него был невысок, в связи с тем, что самих владельце автомобилей было не так много. Но со временем ситуация изменилась – справочники стали разлетаться как горячие пирожки. В 1906 году компания Michelin пошла дальше и организовала специальное туристическое агентство, которое занималось организацией маршрутов автомобилистов. В середине XX века Michelin выпустит специальный красный гид по Европе, в котором будут содержаться самые лучшие с точки зрения экспертов компании отели и рестораны Европы. С тех пор эти каталоги регулярно обновляются. Интересно, что эксперты Michelin славятся своей неподкупностью и посещают рестораны и отели только анонимно. Сам каталог отбирается очень строго, а потому некачественный с точки зрения обслуживания отель или ресторан просто не может попасть в гид Michelin.

История продолжается

За свою историю компания Michelin стала известна, как один из крупнейших производителей шин для автомобилей, велосипедов и самолетов. Она прославилась за счет своих инновационных разработок, которые просто перевернули мир. Кроме того, Michelin была одной из первых, кто сумел создать популярного рекламного персонажа, ставшего символом компании на более чем 100 лет.
Пожалуй, единственное место, где компания не смогла толком закрепиться – это гонки Формула-1, где властвуют Bridgestone и Good-Year. Компания ушла из «формулы» в 2005 году. Впрочем, она участвует в других видах автогонок (в том числе и «24 часа Ле-Мана»), и даже организует свои турниры – среди электромобилей.


Сегодня компания Michelin производит шины для легковых автомобилей и легких грузовиков, крупногабаритные шины, шины для сельскохозяйственной техники, шины для грузовых автомобилей, шины для двухколесной техники и авиационные шины. Ассортимент составляет порядка 3,5 тысяч наименований резинотехнических изделий, при выпуске более чем 655 тысяч шин ежедневно.
Станислав ПРЫГУНОВ
2010-03-05


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007