Сложно представить себе кафе без музыки. Однако бесплатной у нас бывает только тишина. За трансляцию чужих песен в любых общественных местах – не только ресторанах и барах, но и магазинах со стадионами, нужно платить вознаграждение создавшим их людям. Таково требование федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» и вступившей в силу с 1 января четвертой части ГК РФ, полностью посвященной вопросам интеллектуальной собственности.
Кому и как платить
На этот вопрос ответил Дмитрий Боровский, начальник юридического отдела компании «ПатентВолгаСервис»:
- Поскольку фонограмма представляет собой зафиксированное звуковое исполнение, то вознаграждение за ее публичное использование полагается и исполнителям, и изготовителям фонограмм. Конечно, можно заключить договоры с каждым из них отдельно, но это создаст лишние трудности для предпринимателя и потребует больших организационных и временных затрат: нужно будет найти всех исполнителей и изготовителей фонограмм, договориться с каждым о размере вознаграждения, заключить с ними договоры, после чего – производить выплаты.
Однако для фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, действующее законодательство предусматривает некоторое ограничение прав исполнителей и изготовителей фонограмм. В частности, разрешается исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее трансляция в эфире или по кабелю без разрешения исполнителя и изготовителя фонограммы, но с обязательной выплатой им вознаграждения. Сбором, распределением и выплатой вознаграждения занимаются организации по управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе. На сегодняшний день создано значительное число таких организаций. Согласно пункту 3 статьи 1242 ГК РФ основанием для деятельности подобной организации является письменный договор, заключаемый такой организацией с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами и сбору вознаграждений за использование произведений с предпринимателей.
Главное отличие аккредитованной организации будет состоять в том, что кроме управления правами тех правообладателей, с которыми у организации заключены соответствующие договоры, она вправе управлять правами и собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми такие договоры отсутствуют. То есть она «по умолчанию» представляет интересы всех исполнителей и изготовителей фонограмм. На практике данное обстоятельство призвано значительно облегчить жизнь предпринимателя, использующего фонограммы, поскольку не важно, заключен у такой организации договор с конкретным исполнителем и изготовителем фонограмм, или нет. В Саратове за сохранением прав на интеллектуальную собственность наблюдают общественная организация Саратовский филиал «Российского авторского общества», другие подобные организации в нашем регионе пока отсутствуют.
Цена звукоряда
Если взять для примера типичное кафе на сорок человек, то за каждое место предпринимателю придется отдать пятьдесят 52 рубля в месяц. Всего, таким образом, 2080 руб. Правда, для нашей области существует понижающий коэффициент - 0,85. С его учетом сумма снижается до 1760 рублей. Именно столько нужно платить, если в помещении включены радио, телевидение или транслируется фоновая музыка на музыкальном центре. Если же в заведении присутствует караоке, то за это удовольствие владельцу придется отдавать еще 850 рублей в месяц. Более подробную ценовую политику можно посмотреть на сайте РАО - www.rao.ru
Эконом-классика
ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования фонограмм как объектов смежных прав, а именно:
- воспроизведение в личных целях;
- использование в информационных, научных, учебных или культурных целях;
- публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии;
- воспроизведение для целей правоприменения;
- запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования.
Еще одним случаем свободного использования фонограммы является ее переход в общественное достояние, который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на нее. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись.
В случае же с авторскими правами свободное использование наступает спустя семьдесят лет после смерти самого автора. То есть, транслируя в заведении классику или довоенный джаз можно значительно сэкономить.
Тишины хочу, тишины
Никто из опрошенных «ДГ» саратовских предпринимателей не захотел высказаться на эту тему открыто. Возможно, у людей свежи еще в памяти совместные рейды милиции и представителей обществ по защите авторских прав, периодически устраиваемые в Саратове. Большинство владельцев кафе или устроителей культурно-массовых мероприятий воспринимают авторские отчисления как очередные поборы, разоряющие бизнес. Тем не менее, нарушение закона в данном случае чревато крупным штрафом. А потому проще заплатить, чем разгребать потом кучу юридических проблем. Хотя, если следовать логике закона, платить за музыку должен любой, включающий ее не у себя дома. Список, утвержденный «РАО» в конце декабря и перечисленный в тринадцати приложениях, впечатляет: там есть все, плоть до холлов и лифтов в общественных зданиях, не говоря уж о пляжах, новогодних елках или свадьбах. Даже водитель маршрутного такси, крутящий в поездке какое-нибудь «Дорожное радио», обязан перечислять обществу по 500 руб. ежемесячно. Так что поле деятельности у защитников авторских прав поистине громадное.