Инжиниринг (англ. engineering, от лат. ingenium — изобретательность; выдумка; знания) – техническое сопровождение процесса создания какого-то нового бизнеса или объекта, например, процесса проектирования и строительства. Он включает в себя техническое консультирование, разработку каких-то технологических схем, оптимизацию тех или иных решений, выполнение контрольных функций. Строительный и проектный инжиниринг предусматривает проведение согласования и экспертизы проекта, получения разрешений, подготовку приемочных комиссий. Стоимостной инжиниринг – организацию подрядных торгов, оптимизацию поставок и проектных решений.
Как правило, инжиниринговая компания объединяет в себе несколько крупных предприятий, каждое из которых осуществляет ту или иную функцию. Компании, осуществляющие работы «под ключ», называют инжиниринговыми компаниями полного цикла. Таких компаний в России немного.
Сегодня эксперты характеризируют российский рынок инжиниринговых услуг как активно формирующийся со стабильным ежегодным ростом. Особенно это касается оказания услуг по проектированию и строительству объектов энергетики – данная область сейчас находится на пике активности. Суммарный объем инвестиций в электроэнергетику в ближайшие 5 лет составит более 4,5 трлн. рублей, одних только генерирующих мощностей планируется ввести 45 ГВт. Объем рынка энерго-инжиниринга в этот же период можно оценить в 2,5 млрд. рублей.
Однако существуют и проблемы. Часть из них связана с многолетним отсутствием спроса на услуги российских инжиниринговых центров из-за потери кадров и невысокого уровня технологий. При этом для иностранных компаний на российском рынке существуют определенные барьеры – низкая квалификация персонала на местах, наличие специфических технических стандартов и требований, географическое распределение спроса на услуги.
Тем не менее, эксперты считают, что даже агрессивный рост российских компаний позволит «иностранцам» работать в России – их доля на рынке услуг должна составить 40%.
Александр Логинов, директор ООО «Кластекс Инжиниринг»:
Рынок инжиниринга в России вряд ли можно назвать цивилизованным. Хотя бы потому, что инжиниринг на уровне малых и средних предприятий не выделен в отдельную услугу. На данном этапе у клиента, как правило, нет понимания того, что за инжиниринг нужно платить. В связи с этим объем рынка услуг по инжинирингу, оказываемых малым и средним бизнесом, определить невозможно. У крупных инжиниринговых компаний ситуация совершенно другая.
Сегодня мы конкурируем на строительном рынке среди климатических компаний, компаний по системам безопасности, компаний, занимающихся строительно-монтажными работами.
Прошлый год для нас, по сути, был провальным. Несмотря на то, что все клиенты остались у нас, большинство из них свернули свои инвестиционные программы, планы по расширению или модернизации. Сейчас люди начали «просыпаться». И мы планируем, что 2010 год по динамике будет совершенно другой.