В октябре в Национальном удостоверяющем центре (НУЦ) подписаны документы о наделении ТПП Саратовской области статусом удаленного центра регистрации. Теперь любой, которому необходима личная электронно-цифровая подпись, может обратиться сюда.
Юристы палаты направят всю необходимую для получения сертификата документацию в Москву, а ключ сгенерируют прямо «не отходя от кассы». И своим новым приобретением – электронной подписью – можно будет воспользоваться с момента получения ключа.
В последнее время все большее распространение в отечественных корпоративных системах получает электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Разговоры о ней ведутся давно, но что это такое и с чем ее едят, широким массам не разъясняют. С 2002 года в нашей стране принят закон об электронно-цифровой подписи. Однако ЭЦП до сих пор применяется недостаточно широко, хотя это – очередное чудо информационных технологий и на редкость удобная вещь. Она не только защищает информацию и электронный документооборот, но и значительно экономит время.
Потребность воспроизвести аналог собственноручной подписи человека в электронном виде возникла давно. Эта задача была успешно решена. В основе решения лежат разработанные в середине 70-х годов прошлого века криптографические алгоритмы с открытым ключом, которые базируются на сложном математическом аппарате.
ЭЦП устраняет большинство проблем, свойственных подписи на бумажном документе, и обеспечивает электронному документу следующие важнейшие характеристики: подлинность (подтверждение авторства), целостность (невозможность изменить документ после «подписания») и неотрекаемость (автор впоследствии не может отказаться от своей подписи).
Итак, что же такое электронно-цифровая подпись? Как объясняет юрист правового отдела Торгово-промышленной палаты области Юлия Ким, это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты этого документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа. А этот волшебный ключ – уникальная последовательность символов, известная только владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах ЭЦП. То есть последнюю можно поставить в любой электронный документ и он после этого согласно ФЗ-94 возымеет юридическую силу.
Для того чтобы подписывать документы цифровой подписью, нужно получить сертификат ее ключа. Ключ, в свою очередь, записывается на информационный носитель, например, на «флэшку» или дискету.
Сертификат ключа ЭЦП выдается в специальных удостоверяющих центрах, которые прошли государственное лицензирование и аккредитацию (защита документов – вещь серьезная и выгодная, абы кому ее не поручают).
Сейчас НУЦ заключил соглашение с ТПП РФ и создает на базе территориальных торгово-промышленных палат удалённые центры регистрации. Это позволяет обладателям ключей ЭЦП в различных регионах России взаимодействовать между собой.
Как раз в ТПП Саратовской области, где теперь тоже находится удалённый центр регистрации, сертифицированные специалисты запишут ключ на носитель (в данном случае это будет флэш-карта) и вручат вам.
По словам Алексея Котика, который представляет в нашей палате Национальный удостоверяющий центр, важный момент – использование ЭЦП при осуществлении коммерческих электронных аукционов и торгов по закупке товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Многие регионы РФ уже внедрили собственные электронные системы госзакупок и активно ими пользуются, значительно сокращая бюджетные затраты.
НУЦ также заключил соглашение с Ассоциацией электронных торговых площадок, объединяющей российские электронные торговые системы. Ее деятельность направлена на повышение эффективности работы последних, привлечение к системам электронных торгов максимального количества площадок, организаций, госструктур, а также формирование единого информационного пространства. Нельзя забывать и об использовании ЭЦП для создания эффективных и защищенных систем корпоративного документооборота, организации защищенных каналов связи и еще многих других аспектах применения цифровой подписи и криптозащиты.
Кроме того, до конца октября НУЦ пройдет аккредитацию в системе Федеральной налоговой службы. С этого момента любой плательщик, обладающий ключом цифровой подписи, сможет сдавать налоговую отчетность в электронном виде, что избавляет от стояния в очереди и значительно экономит время.