Реформа рынка электроэнергетики в России может привести к весьма печальным последствиям. В 2009 году первые последствия реформы ощутил малый и средний бизнес – разница между регулируемыми и нерегулируемыми тарифами составила два и более раза, что тяжело отразилось на их экономическом положении, тем более в условиях кризиса.
На проблему обратила внимание Торгово-промышленная плата Саратовской области, собрав за круглым столом представителей исполнительной и законодательной ветвей областной власти, а также предпринимателей и представителей энергосбытовых компаний.
Напомним, что основной целью реформы стала либерализация российского рынка электроэнергии, то есть переход от государственного установления тарифов к рыночному ценообразованию. В условиях переходного периода реформирования электроэнергетики (до 2011 года) часть электроэнергии и мощности приобретается на оптовом рынке по регулируемому тарифу в рамках регулируемых двусторонних договоров, часть – по нерегулируемым (свободным) ценам, по свободным двусторонним договорам, на рынке на сутки вперед, на балансирующем рынке и по результатам конкурентного отбора мощности.
С 1 января 2007 года доля регулируемых договоров, сформированных в соответствии с прогнозным балансом производства и потребления электроэнергии Федеральной службы по тарифам, снизилась на 5%, с 1 июля 2007 – на 10%. Сегодня доля свободных договоров составляет 50%. В 2011 году ожидается полный переход на рыночное ценообразование для промышленных потребителей электроэнергии.
Проанализировать, как реформа отразится на экономике области, какие плюсы и минусы она в себе несет, призвал президент ТПП региона Максим Фатеев. В ходе дискуссии выяснилось, что основными проблемами сегодня являются слишком быстрый рост тарифов (не на 3-5%, как раньше, а на 20-25%), и их непредсказуемость.
– Мы не можем рассчитать себестоимость своей продукции, закладываем одни тарифы, а они оказываются выше, – обрисовал ситуацию генеральный директор ОАО «Саратовский завод дизельной аппаратуры» Евгений Сальников. – Цену на электроэнергию мы узнаем только в конце февраля, когда получим счета. А она, бывает, сильно отличается от прогнозной, заложенной в себестоимость. А есть ведь госконтракты на год, на три года, в которых заложена фиксированная цена. Кто будет работать себе в убыток?
Чем вызван высокий рост тарифов, объяснил замминистра промышленности Саратовской области Кирилл Горшенин. По его словам, в первой – Европейской зоне (в которую входит и Саратовская область) – тепловая энергетика превалирует, а процент выработки электроэнергии атомными и гидроэлектростанциями незначителен. То есть мы зависим от газа, а цена на газ растет на 20-25% в год.
Заместитель председателя областной думы Михаил Кискин посчитал, что вся проблема в перекрестном субсидировании: население платит по сниженным ставкам, а энергетики гасят недостачу за счет предприятий.
Председатель комитета по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики областной Думы Павел Большеданов заметил, что отсутствуют экономические обоснования формирования тарифов, а информация о них непрозрачна:
– Федеральная служба по тарифам устанавливает ценовые коридоры. Процесс происходит при закрытых дверях – никто не видит механизма расчета верхней и нижней границ тарифа. То же самое происходит и на оптовом рынке, где цену формирует администратор торговой системы. Механизм формирования цены понимают единицы.
В условиях кризиса постоянно растущие тарифы только усугубили ситуацию. Если на конец 2008 года в России было 1250 проблемных предприятий в России, то по итогам 2009 г. их уже 8200. Как сообщил председатель Федерации независимых профсоюзов области Михаил Ткаченко, только в Саратовской области 28 тыс. безработных, и 26 тыс. человек работают неполный рабочий день.
– Все экономисты и предприниматели пользуются формулой приведенных затрат, – рассказал Михаил Ткаченко. – Но лично у меня ощущение, что энергетики этого не делают. Когда потребление энергии снижается, они повышают цены. Тогда как все остальные производители в такой ситуации обычно снижают цену на свою продукцию.
– Как итог мы получим «мертвую» промышленность, – резюмировал г-н Сальников. – И этот рынок тотчас займут китайцы с их дешевой энергией и дешевыми товарами. Такими темпами к 2030 году мы получим ситуацию, когда на финско-китайской границе все спокойно.
В ситуации, когда регулируемые государством тарифы должны отойти в прошлое, все большее значение приобретают действия энергосбытовых компаний. Ведь именно от их профессионализма и умения работать на свободном рынке электроэнергии и мощности зависят, в конечном итоге, цены для потребителей. Между тем, представители этих компаний вместо того, чтобы разъяснить ситуацию, сидели, как воды в рот набрав.
Какие меры можно предпринять, чтобы не допустить промышленного и социального коллапса? Как считает председатель Совета директоров Волжского района г. Саратова, генеральный директор ОАО «Центральный НИИ измерительной аппаратуры» Александр Криницкий, следует привлекать независимых международных аудиторов для наблюдения за образованием и регулированием тарифов в России. По мнению Максима Фатеева, надо, чтобы тарифы утверждались высшим законодательным органом России.
Подводя итоги, президент областной ТПП Максим Фатеев пообещал, что по результатам круглого стола будет составлена резолюция, которая объединит весь спектр проблем, вызванный реформированием энергосистемы России, а также предложенный комплекс мер по их решению. Резолюция будет отправлена в ТПП РФ, поскольку, по словам Фатеева, выводы, к которым пришли участники круглого стола, полностью совпадают с соображениями на этот счет президента ТПП РФ Евгения Примакова.