Суть программы -- сдача старого (старше 10 лет), отечественного или иностранного автомобиля с получением за это сертификата на скидку в 50 тысяч рублей при покупке новой машины отечественной сборки. Скидка предоставляется в виде сертификата -свидетельства об утилизации автомобиля. Федеральный бюджет обязан возместить дилерам данную скидку, а также расходы на транспортировку машины до пункта утилизации.
Несмотря на то, что до старта программы осталось чуть больше месяца, на федеральном уровне приняты еще далеко не все необходимые документы. Да и те, что приняты, вызывают у потенциальных участников эксперимента массу вопросов. В проблеме разбирался корреспондент «ДГ».
Владельцы автомобилей
В Саратовской области проблема автоутиля не менее серьезна, чем в Москве. По данным областного управления ГИБДД из 785 тыс. автомобилей, зарегистрированных в Саратовской области, 257 тыс. легковых - старше 10 лет. До 2010 года решение вопроса с утилизацией автомобиля зависело только от наличия у его владельца времени. При этом автомобиль можно было сдавать в любом состоянии - он шел на пераработку как автолом. Как правило, за сданный без начинки каркас владельцам немного доплачивали.
Основным преимуществом постановления «О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств» является выдача денежного сертификата. А так же тот факт, что искать предприятия по переработке автолома владельцу не придется – это можно поручить дилеру. До его принятия собственник авто самостоятельно снимал авто с учета и сдавал его в утиль. Теперь эти процедуры по доверенности также может выполнить дилер.
Однако пока у автовладельцев новинка вызывает сомнения. Как рассказал знакомый перекупщик, недавно он продал 12-летний ВАЗ 21010 за 75 тысяч рублей, получив на руки не сертификат, а «живые» деньги. Смог бы он сдать эту же «десятку» на утилизацию – не факт, ведь машину могли счесть неполнокомлектной.
И это еще одна проблема. Ведь сертификат выдается лишь за машину, обладающую «не разрушенным и оборудованным сиденьями и элементами интерьера кузовом». Те машины, которые, прежде всего предназначены в утилизацию – стоящие во дворах старинные «копейки», москвичи и запорожцы, вряд ли будут полнокомплектными. А проводить «апгрейд» такого авто согласится редкий владелец. Хотя авторы проекта все же не намерены предъявлять повышенные претензии по поводу работоспособного состояния всех осветительных приборов и наличию стекол.
Кроме того, владельцы таких поддержанных авто, как правило, люди небогатые. И получив сертификат на 50 тыс. рублей им придется где-то искать оставшуюся сумму на покупку новой машины. В противном случае этот сертификат станет бесполезной бумажкой. Опять-таки теоретически, можно было сдать несколько авто – например, у моего соседа во дворе осели две развалюхи – и уже со 100 тыс. рублей думать о покупке нового. Однако программа этого не предусматривает – один сертификат можно потратить на приобретение лишь одного автомобиля. И никак иначе. Единственное утешение – по договору с дилером или банком сертификат можно отдать в счет уже взятого автокредита.
Интересно также, как в этом случае будет действовать закон о защите прав потребителей. Согласно ему, сейчас купленный автомобиль в случае обнаружения серьезного дефекта можно вернуть в течение 15 дней. А как быть, если машина была куплена на ваучер? И еще – можно ли передавать этот сертификат более платежеспособному родственнику или другу?
Такого рода тонкостей возникает великое множество. Теоретически, они могут быть разрешены министерством промышленности и торговли РФ, которое до 8 марта должно отрегулировать процесс утилизации на всех его этапах. Пока же складывается впечатление, что массового энтузиазма программа не вызывает. И вряд ли завтра все владельцы поддержанных авто кинуться их сдавать.
Переработчики
Потенциальные переработчики автоутиля, судя по всему, тоже не испытывают большого восторга от эксперимента. По словам исполнительного директора Ассоциации переработчиков вторичных металлов Сергея Ханжина, поначалу идея была воспринята с энтузиазмом, который постепенно сменился тревожным ожиданием. Дело в том, что программа пока не предусматривает правил работы утилизаторов. В проекте приказа лишь указаны требования к пунктам утилизации, а также необходимость предоставления отчетности по автомобилям.
Кроме того проект приказа Минпромторга России «Об утверждении порядка проведения эксперимента …» указывается, что собственник авто может самостоятельно сдать авто в пункт утилизации. Или же сделать это через дилера. Второй вариант у переработчиков вызывает большие вопросы.
С одной стороны, говорит Ханжин, работает принцип «одного окна», но с другой стороны, сами переработчики не видят этих денег. Как, а главное, когда они будут переданы утилизаторам – пока неизвестно. Фактически, для того, чтобы начать утилизацию авто, переработчикам придется вложить собственные деньги.
Более того, в проекте приказа написано, что затраты на утилизацию авто не возмещаются федеральным бюджетом, а подлежат «частичному возмещению» собственником авто, но не более чем 3 тыс. рублей.
Есть и другие неясности, касающиеся утилизации авто. Как результат – некоторые саратовские предприятия сочли нецелесообразным участвовать в эксперименте и подавать заявки отказались. А вот число согласных по данным облправительства уже достигло 14: среди них ЗАО «Тролза», ОАО «Саратоввторцветмет», ООО «Макси-Скрап Саратов», ООО «Вторчермет», ООО «Плазма» и другие.
Дилеры
Наиболее оптимистично выглядит положение автодилеров. Впрочем, чему удивляться – эксперимент и направлен на стимулирование сбыта отечественных легковушек.
Уже сейчас ряд дилеров включили программу утилизации в перечень своих спецпредложений. Например, на сайте компания «Форд» уже сейчас предлагает потенциальным клиентам 50-тысячную скидку на две марки этого автомобиля, приплюсовывая сюда еще собственные скидки. Однако ряд опасений у дилеров все-таки возникает.
Директор по маркетингу и продажам ООО «Алерон» (официальный дилер Шевроле, Опель и Фольксваген) Алексей Ворыпаев:
- Над участием в программе мы еще думаем. Дело в том, что машины, заявленные в списке достаточно дорогие. Думаю, что наша целевая аудитория не имеет настолько старых машин. Да и скидка в 50 тыс. рублей нашим покупателям не принципиальна. Такие скидки мы, как правило, и так делаем при продаже. Кроме того, из-за двух-трех человек получается очень много мороки с документами.
Ему вторит руководитель отдела продаж Ford Центр Покровск Артем Коновалов:
- Для участия в эксперименте у нас есть все необходимое. Пока заявку на участие мы не подавали. Ждем начала работы в этом направлении головного офиса в Москве. По нашим прогнозам, это увеличит количество наших клиентов не намного – человек на 5-6 в месяц. Но нам и этого достаточно. Тем более, что нужно учитывать и стоимость наших машин. Помимо сертификата в 50 тыс. рублей автовладельцу надо будет добавить порядка 550 тыс. рублей.
Лучше всего выглядит ситуация с дилерами АВТОВАЗа. Сейчас они отказываются давать комментарии на этот счет, подтверждая лишь факт участия в эксперименте. Ожидается, что подробные инструкции на этот счет будут получены 5 февраля в ходе совещания на заводе в Тольятти. Тем не менее, по мнению экспертов, этим автосалонам следует ожидать увеличения потока клиентов на 50%. Это связано прежде всего с тем, что машины этого завода значительно дешевле своих иностранных «коллег».
Дилеров смущает вопрос утилизации автомобилей. У них пока нет полной информации о том, кто именно этим будет заниматься в Саратовской области. Да и вообще, будут ли заниматься. По информации областного минпрома, всего в России в эксперименте будут участвовать 50 предприятий-переработчиков. От Саратовской области, напомним, подали заявки пока 14. Не исключено ситуация, что ни один из них не попадет в федеральный список. В этом случае серьезно осложнится положение саратовских дилеров, которым для утилизации авто придется везти его в другой регион. Пойдут ли автосалоны на это? Вопрос открытый, несмотря на то, что расходы по транспортировке автомашины до переработчика, теоретически, им будут компенсированы федеральным бюджетом.
Кроме того, обналичивание сертификатов рискует стать достаточно сложной и долгой процедурой. Так, дилеры, получив от покупателя денежный сертификат, должны будут проверить, чтобы сданный в утиль автомобиль соответствовал критериям программы. Разобравшись с этим, им предстоит ежемесячно подавать в Минпромторг заявления на предоставление субсидии, приложив к ним солидный пакет документов.
В свою очередь, министерство, оценив полноту и достоверность данных, обязуется до 20-го числа следующего месяца решить, выдавать ли субсидию, а затем еще в течение десяти дней перечислить деньги.
Мы не беремся утверждать, что начатый эксперимент закончится провалом. Предстоит разобраться в большом количестве нюансов и тонкостей. Да и не вся законодательная база еще готова. Радует, что правительство, после долгих раздумий, все же решилось на этот шаг.
А как у них?
Российские авторы проекта ссылаются на положительный опыт зарубежных коллег. Подобная программа действует в 12 станах Евросоюза. В целом благодаря программе автомобильный рынок Европы в 2009 году продемонстрировал существенный рост, несмотря на кризис.
Америка в августе 2009 года отказалась от реализации программы – в бюджете не хватало средств. В результате этого уже в сентябре продажи упали на 23%. С аналогичной проблемой столкнулась Франция (она сокращает размер премии), и Германия. В Чехии и вовсе отказались от внедрения этой программы, сочтя ее «несправедливой и бессистемной».
Кроме того из 500 тысяч утилизированных в Германии автомобилей как минимум 15–20% попали на «черный рынок» и были реализованы в соседней Польше.