Поиск:


Уникальный для экономики потенциал
Венчурный фонд в Саратовской области, вступившей, как и вся Россия, на инновационный путь развития, только начал свою деятельность. Однако уже выстроилась очередь из предприятий, претендующих на его финансирование. О высоких критериях, которым соответсвует ООО «Перелюбская горнодобывающая компания», практическом опыте и готовности внести весомый вклад в развитие экономики губернии корреспонденту «НВ» рассказал директор компании Валерий Илясов.

– Валерий Николаевич, какие задачи на данном этапе стоят перед вашим предприятием?

– Проблема, над которой работает сегодня компания, это вовлечение в хозяйственную деятельность региона уникального потенциала горючих сланцев. Большие запасы месторождений были разведаны в 80-е годы, но, к сожалению, не востребованы до сих пор. На это есть объективные причины: сложный геологический разрез, тонкие пласты, обводненность. Добыча горючих сланцев традиционными способами – шахтой или карьером – будет сопровождаться большими отвалами пустых пород и объемными откачками забойных вод, которые агрессивно влияют на окружающую среду. Данное противоречие: с одной стороны уникальные запасы ископаемого, с другой – экологические проблемы, стало генератором в разработке новой безопасной рентабельной бесшахтной технологии.

– Каковы запасы горючих сланцев в области?

– Потенциал Саратовской области – более 9 млрд. тонн. Это шесть месторождений в Перелюбском, Пугачевском, Хвалынском, Вольском, Духовницком, Краснопартизанском, Озинском районах. Саратовская область является частью Волжского сланцевого бассейна, который тянется от Костромы до Саратова. Общие запасы бассейна составляют 40 млрд. т горючих сланцев, четверть которых находится в нашем регионе.

– Что представляет собой это ископаемое и каков его потенциальный вклад в развитие экономики региона?

– Горючие сланцы – это сложное органоминеральное ископаемое. Или, образно выражаясь, твердые нефть и газ плюс сырье для цемента. Из тонны ископаемого получается от 100 до 200 литров сланцевой нефти, около 300 кубометров сланцевого газа и 750 кг сырья для цемента. Учитывая это, можно сказать, что в области разведано около миллиарда тонн сланцевой нефти, около 3 трлн. кубометров сланцевого газа и 7, 5 млрд.тонн сырья для цемента. Наиболее продвинутая в этом плане Бразилия – вторая по запасам горючих сланцев страна в мире – сумела направить максимум ученой мысли и инвестиций в данную отрасль. Результат вложений, что называется, налицо: треть всей энергетики в Бразилии вырабатывается за счет горючих сланцев, а каждый четвертый автомобиль ездит на сланцевом бензине.

– В чем заключаются преимущества горючих сланцев перед нефтью и газом?

– Не секрет, что запасы уже открытых нефтяных и газовых месторождений значительно истощены. Сегодня в Саратовской области подтверждены запасы нефти в объеме 100 млн. т. (В то же время в регионе разведан 1 миллиард тонн сланцевой нефти.) Сейчас вкладываются мощные инвестиции на ее разведку. В 2005 году на бурение нефтяных и газовых скважин в регионе, по данным «РГ», было израсходовано 840 млн. рублей, в 2006 году – 1,5 млрд. рублей. В 2007 году запланировано вложить почти 6 млрд. рублей. Тем не менее, несмотря на постоянно увеличивающиеся финансовые вливания, добыча нефти «топчется» на месте, то есть на цифре 1 млн. 600 тонн в год. Этот факт лишний раз подтверждает, что пришло время разрабатывать альтернативные источники углеводородов, такие, как горючие сланцы.

– Сфера применения этих полезных ископаемых выходит за рамки топливно-энергетического комплекса...

– Безусловно, горючие сланцы используются во многих отраслях народного хозяйства. Их значимость трудно переоценить в производстве медицинских препаратов на базе тиофена, которые Россия полностью закупает за рубежом, а могла бы производить на том же ГИТОСе в Шиханах. (Открытие тиофена принадлежит Саратовскому государственному техническому университету.) Производные тиофена также используются в ветеринарии, в сельском хозяйстве при создании экологически чистых гербицидов, в электронике, нефтехимии и т.д.

– Валерий Николаевич, вы привели столько преимуществ и положительных качеств этого полезного ископаемого, что становится непонятно, почему такое природное богатство в регионе до сих пор не востребовано в должной мере?

– Причина, прежде всего, в том, что данное ископаемое относится к категории трудноизвлекаемых. Но коллектив ООО «Перелюбская горная компания» сумел уйти от этой проблемы, разработав и защитив патентами бесшахтную технологию добычи твердых полезных ископаемых, в том числе и горючих сланцев. Она рентабельна, исключает загрязнение окружающей среды вскрышными работами и трагические случаи гибели людей под землей. Сравните: затраты на вскрышные работы в себестоимости конечного продукта в карьере составляют 30%, в шахте – 25%, при нашем способе добыче сланцев – 0,1%. Немаловажную роль играет временной фактор. На строительство шахты, как правило, уходит один-два года, карьера – год, а чтобы поднять на поверхность первую тонну природных ископаемых при разработанном нами бесшахтном методе потребуется всего 10 суток. Что уж говорить о коммерческих рисках. У нефтяной скважины они составляют 0–100%. Иными словами, или попадешь в нефтяную залежь и получаешь «черное золото» или... (Разводит руками.) При добыче уже разведанных горючих сланцев такой риск исключен.

– После того как горючие сланцы добыли, их ведь нужно еще и переработать. Насколько металлоемким является этот процесс?

– Большая металлоемкость переработки сланцев – еще один миф. Для этого не нужны гигантские заводы. Достаточно небольшой модульной установки с высокой степенью производительности. Если время термического разложения у шахтного генератора, к примеру, составляет 480–660 минут, у другой установки УТТ – 20 минут, то у проектируемой нашими инженерами ожидаются секунды. Стоимость набора модулей значительно ниже затрат на одну нефтяную скважину. Если на последнюю необходимо порядка 90 млн. рублей, то модульная установка обойдется в пределах 60 млн. Прибавьте к этому гарантированную добычу ископаемых, рентабельность 40% без учета производства цемента или 200% – при условии полного цикла переработки, то есть получения цемента.
Саратов в настоящее время является единственным в России научным центром, где ведутся разработки по комплексной термической переработке сернистых горючих сланцев. Хорошо известны имена ученых СГТУ – д.т.н., проф. Каширского В.Г., д.т.н., проф. Симонова В.Ф., д.т.н., проф. Семенова Б.А., ученых СГУ д.х.н., проф. Демахина А.Г., ученых-геологов Букиной Т.Ф., Яночкиной З.А.

– Где можно подробнее ознакомиться с вашими уникальными установками по добыче и переработке горючих сланцев?

– На выставке III Саратовского салона изобретений, инноваций и инвестиций, которая пройдет в нашем городе в этом году в начале декабря.

– Какие надежды вы связываете с участием в III cалоне изобретений, инноваций и инвестиций?

– Чувства смешанные – и надежда, и опасения за то, что инвесторов привлекут более «легкие» проекты. Однако уже сегодня очевидно, что вовлечение потенциала горючих сланцев в хозяйственную деятельность региона на базе новых технологий добычи и переработки будет «локомотивом» в развитии экономики области во многих отраслях. Это машиностроение, добыча ископаемых и их комплексная переработка, химическое производство, нефтехимия, строительство дорог и строительная индустрия, сельское хозяйство. Убежден, что начало реализации этой актуальной проблемы возможно только с помощью малых научно-производственных форм, а фундаментом этому должно стать венчурное финансирование.

Влада СВЕТЛОВА
2007-10-02


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007