Перечисляя антикризисные меры, которые следует решить непосредственно в реальном секторе экономики, В.В.Путин назвал госзаказ. Госзаказ является серьезным средством поддержки системообразующих предприятий и социально значимых видов предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, госзаказ приобретает особую роль и в деле модернизации экономики, в решении задачи, поставленной президентом Д.А.Медведевым. Государство может не только вкладывать значительные ресурсы в развитие отечественного бизнеса, но и задавать ему ориентиры инвестиционной и инновационной политики.
Сначала несколько цифр, сопоставление которых показывает нынешнее состояние дела с государственным заказом в России. За 5 последних лет общий объем госзаказа вырос почти в 5 раз и превысил в 2009 году 4 триллиона рублей. Вместе с тем постепенно сокращается число участников торгов и одновременно растет количество контрактов с единственным исполнителем. Это приводит к колоссальным потерям бюджетов всех уровней. С начала кризиса резко вверх пошел и размер «откатов». По отдельным контрактам «откат» достиг 40%.
Такова общая, в целом неприглядная картина. В чем, главным образом, видятся причины негативной стороны ситуации с госзаказом? Это – отбор предложений лишь по цене без должного учета качества поставок. Это – коррупционная практика, которая приводит к вытеснению участников процесса госзакупок в зону неформальных отношений. Это – необоснованный отказ (тоже, как правило, коррупционного происхождения) в допуске к участию в торгах добросовестных предпринимателей, обладающих реальной возможностью выполнения госзаказа.
Какие меры необходимы для исправления положения? Назову лишь некоторые из них.
1. Для того, чтобы победителями тендеров и аукционов не становились недобросовестные фирмы-исполнители, необходимо внести незамедлительно поправки в нормативные акты, в том числе и в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие санкции не только к махинаторам, но также к госслужащим, уличенным в лоббировании финансовых интересов «прикормленных» компаний.
Однако одни административные меры не приведут к желаемому результату. Нужно внедрять практику привлечения независимых экспертных структур с целью обеспечения качества товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Причем речь идет о независимой экспертизе на всех этапах осуществления госзаказа: размещение, выполнение и приемка.
Важной частью таких экспертных структур должна стать система торгово-промышленных палат. Эффективность такого участия показала практика 2006-2008 годов, когда наша система в лице «Союзэкспертизы» и территориальных ТПП проводила контроль качества продовольствия и вещевого имущества для нужд российской армии. В результате экспертной работы, проведенной во всех военных округах и на флотах Минобороны, поставляемое по госзаказу, некачественное продовольствие сократилось с 48,2% от общего проверенного объема в 2006 году до 7,9% в 2008. За этот же период в 3 раза сократились некачественные поставки по вещевому имуществу. Однако в 2009 году Минобороны, ранее признававшее эффективность независимой экспертизы, прекратило ее осуществление.
2. Принципиально важно, чтобы госзаказ выступал в качестве мощного стимула для диверсификации российской экономики и перевода ее на инновационные рельсы.
Обнадеживающие начинания имеются в ряде регионов. Однако на практике состыковка устремлений инноваторов с интересами государственных заказчиков очень часто пробуксовывает. Для успешного продвижения инновационной продукции необходимо разработать новые технические регламенты для различных отраслей экономики с обязательным включением в них новых требований к энергоэффективности выпускаемых изделий.
3. Госзаказ призван способствовать повышению деловой активности национального бизнеса. К сожалению, в России госзаказ еще плохо отвечает этой задаче. Приведу пример. За последние 4 года доля отечественных лекарств в госзакупках сократилась в денежном выражении с 20 до 5 процентов при постоянном увеличении бюджетных расходов на эти цели. Как известно, премьер-министр России Владимир Владимирович Путин потребовал добиться того, чтобы половина госбюджетных средств, выделяемых на лекарственное обеспечение, тратилась на российские препараты. Торгово-промышленные палаты должны принять активное участие в достижении этой цели.
4. Торгово-промышленным палатам совместно с федеральными, региональными и муниципальными властями необходимо усовершенствовать меры по расширению участия малого и среднего предпринимательства в выполнении госзаказа.
Территориальные и особенно муниципальные торгово-промышленные палаты, функционирующие в моногородах, должны предлагать и принимать участие в проектах, которые предполагают создание новых рабочих мест в востребованных сферах. Немаловажное значение также имеет организация переподготовки всех желающих работников. Ведь это тоже важные составляющие госзаказа.
5. Сеть торгово-промышленных палат обязана посвятить свою деятельность и такой сфере, как внедрение системы электронных торгов. Решение этой задачи позволит серьезно продвинуться в повышении эффективности и прозрачности закупочных процедур. Два года назад, как вы помните, мы рассматривали эту проблему на заседании Президиума Правления ТПП России. Однако кардинальных сдвигов с того времени не произошло. Между тем, электронная коммерция во всем мире стремительно набирает обороты и уже через 2 года объем онлайновых продаж превысит 500 миллиардов долларов.
Как известно, через год, к 1 января 2011 года в нашей стране планируется запустить Единый общероссийский портал для госзакупок, на котором будет размещаться информация о всех тендерах и аукционах, объявляемых на федеральном, региональных и муниципальных уровнях. Однако до этого времени предстоит обкатать механизм электронной торговли и снять все нерешенные вопросы на пилотных площадках. ТПП должны участвовать в этой необходимой предварительной работе. Заслуживает внимание предложение Московской фондовой биржи о создании в каждом федеральном округе не менее 2-3-х электронных площадок, на которых можно было бы проводить специализированные торги для субъектов малого и среднего бизнеса.
6. Важной задачей системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации является привлечение отечественных бизнесменов к участию в международных конкурсах и тендерах, что даст возможность нашим предпринимателям расширить свое присутствие на зарубежных рынках. В этих целях территориальным палатам следует прежде всего интенсифицировать усилия по сертификации российских предприятий на соответствие международно-признанным стандартам менеджмента качества. К сожалению, даже среди организаций оборонно-промышленного комплекса такую сертификацию успешно прошло лишь каждое десятое предприятие.