Поиск:


Упавший с фордовского «Эвереста»…
О кризисной ситуации в американском автопроме наслышаны все. Кому-то – как например, концерну General Motors, помогает государство, которому сейчас принадлежит 61 % акций компании, кто-то – как Chrysler, объединяется с другими автогигантами. Однако новый Ли Якокка ни в одной из компаний, похоже, пока еще не появился.

Лидо Энтони Якокка (Lee Iacocca) родился 15 октября 1924 года в семье итальянских иммигрантов в городе Аллентаун (штат Пенсильвания). Он начал работать с десятилетнего возраста. После Великой депрессии Ли стал материалистом: его интересовали только деньги. Главной для него была мысль, как стать миллионером. Завершив обучение в Принстоне, в 1946 году он начал работать у Форда в производственном отделе.
В 60-е годы перед автомобилестроителями США стояла непростая задача: создать новый автомобиль, который отвечал бы запросам нового общества. Этим и занялся Якокка, став в 1960 году вице-президентом компании «Форд». Под его руководством эксперты тщательно проанализировали изменение демографической ситуации в стране и составили некий портрет «усредненного покупателя» новой машины. На основе полученных данных Якокка решил сориентироваться на молодое поколение, придав новой машине спортивные формы, мощный мотор при не слишком высокой цене. Чтобы уточнить, чего же будут хотеть новые люди от новой машины, Якокка постоянно встречался с разными людьми, спрашивал их мнение, а потом обсуждал его с конструкторами. В 1964 году удалось создать «Мустанг» – один из наиболее важных автомобилей в американской истории. Якокка не только разрабатывал рекламные идеи, но и сам очень часто появлялся на телевидении и рассказывал о своей новой машине. Один из придуманных им лозунгов гласил: «Если вы найдете машину лучше нашей, звоните мне - я дам вам 50 долларов». Этот безумный личный напор Якокки сработал: когда «Мустанг» поступил в продажу, за ним выстраивались очереди. Рассказывают истории об автомобильных катастрофах, происходивших потому, что водители засматривались на «Мустанг», выставленный в витринах магазинов.
За все свои достижения Якокка был избран президентом корпорации «Форд» в 1970 году. Но к 1975 году популярность Якокки в «Форде» и за его пределами была такова, что стареющий Генри Форд II стал всерьез бояться, что Якокка может украсть его семейные ценности.
Но безработным Якокка оставался недолго и всего через несколько месяцев стал президентом (а через год и исполнительным директором) не менее известной американской автомобильной компании «Крайслер», где проработал до 1992 года. Попав в «Крайслер», он довольно быстро осознал, что в корпорации много талантливых людей, но они работают поодиночке, нет единой «команды». В компании были 32 вице-президента, и работа их практически не координировалась. Якокка начал с того, что уволил почти всех вице-президентов и стал перестраивать корпорацию. Прежде всего, он окружил себя хорошими (по его определению) людьми, точнее, теми, с кем он уже работал и с кем ему было приятно работать. Естественно, столь крутые перемены не могли не сказаться на положении компании, и в первый год после прихода Якокки дела пошли еще хуже. Немалую роль в этом сыграл и энергетический кризис. Якокка пытался найти частных инвесторов для поддержки компании - безуспешно. Он попробовал наладить стратегическое сотрудничество с концерном «Фольксваген» (у него на протяжении всей жизни была мечта создать очень крупную компанию «Глобал Моторс»), но руководство этой фирмы решило, что у «Крайслера» дела слишком плохи, чтобы иметь с ним дело. Тогда Якокка прибегнул к последнему средству - обратился за помощью к правительству.
Вот где сработало его уникальное умение общаться - конгрессменов удалось убедить, и «Крайслер» получил кредит в 1,5 млрд. долл., который необходимо было вернуть до 1990 года (на деле «Крайслер» расплатился уже в 1983 году). Главным условием выдачи кредита было требование найти еще 2 млрд. долл. из других источников. Эту колоссальную сделку удалось реализовать ценой таких же колоссальных усилий. Пришлось убеждать банкиров, чиновников, министров - Якокке все это удалось. Он уговорил даже лидеров профсоюза пойти на… снижение зарплат в корпорации. Одним из эффектных шагов Якокки было то, что сам он установил себе зарплату 1 доллар в год. Этим он хотел убедить всех в том, что для спасения корпорации придется идти на определенные жертвы и жертвовать придется каждому сотруднику. Якокка любил повторять, что сотрудники всегда смотрят на своего лидера, и если слова у того расходятся с делом, они перестают ему верить. В итоге «Крайслер»был спасен благодаря модели «K-Car», созданной по инициативе и при непосредственном участии Якокки.
Это была не типичная для США небольшая машина, расходующая немного бензина, но вмещавшая шесть человек. Одной из его маркетинговых находок было присвоение машинам имен, другой - ориентация на недорогие типы автомобилей. «K-Car» появился в 1981 году, он позволил получить прибыль и наладить выпуск новых моделей. Следующей моделью был «Минивэн». Якокка опять решил ориентироваться на молодые семьи, которым необходимы вместительные машины, но в то же время современной формы, а порой – просто не такие, как у родителей. В 1984 году корпорация получила рекордную прибыль в 2,4 млрд. долл., и это было полным торжеством идей Якокки. Благодаря его усилиям в «Крайслере» был создан современный конструкторский и дизайнерский центр, позволявший эффективно внедрять в автомобили самые современные идеи.

Ли Якокка:
– Столько людей провозглашают себя отцом «Мустанга», что я не хотел бы встретиться с его матерью.
– Вовсе не обязательно принимать каждое рационализаторское предложение, но если не воскликнуть: «Отлично придумано!» - и не похлопать придумавшего по спине, он уже никогда ничего вам больше не предложит. Такого рода реакция показывает человеку - он что-то значит.
– Хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить.
– Когда секретари бездельничают и занимаются болтовней - это явный признак того, что учреждение находится в состоянии загнивания.



Анна МУХИНА
2009-12-18


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007