В Европе отмечается настоящий бум тематических городов. Это города Моцарта и Шекспира, Ван Гога и Андерсена. Города театральные, горнолыжные, торговые, книжные, ботанические, винные, сырные, кофейные, музыкальные, игровые и так далее. Всего же по всему миру фонд «Институт экономики города» насчитал 36 типов городских маркетинговых стратегий, среди которых города-перекрестки, как, например, американский Сент-Луис, расположенный рядом с географическом центром США, фабрики инноваций, как индийский центр компьютерной промышленности Бангалор, «вкусные» города вроде турецкого Кемера, выбравшего своим символом помидор. Эти типы не сложились исторически, а были выбраны городами сознательно. Есть такие примеры и в России. Вся страна знает город Мышкин, придумавший уникальный музей мыши, или Великий Устюг – родину Деда Мороза
А с чем ассоциируется Саратов? Город купеческий? Научно-культурный центр? Столица Поволжья? Место приземления Гагарина? По субъективных ощущениям все эти символы и бренды значительно поблекли и не привлекают внимания не только туристов и инвесторов, но и самих саратовцев. Между тем, по потенциалу разного рода уникальностей – исторических, личностных, географических, климатических да и многих других – Саратов даст фору любому европейскому городу. Не говоря уже о возможности появления новых, «придуманных» уникальностей. Есть же в Шотландии деревушка, прославившая себя Лохненсским чудовищем. А в США города «продают» свое имя в обмен на инвестиции в городскую инфраструктуру. Например, город Хафвэй уже шесть лет назад превратился в Half.com. Владельцам одноименного интернет-магазина это обошлось всего в 145 тысяч долларов.
Имидж саратовского предпринимательства и региона в целом обсуждался на днях в региональной ТПП на заседании инициативной группы. В ходе дискуссии бизнесмены и журналисты пришли к выводу – целенаправленная работа в этом направлении невозможна без тщательной подготовки. Необходимо, прежде всего, ответить на два важных вопроса: что сегодня из себя представляет имидж региона и бизнеса и каким он должен быть.
«Деловая губерния» обратилась за ответами к человеку, несколько десятилетий изучающему вопросы имиджа Саратова и Саратовской области – заведующей кафедрой социальных коммуникаций Поволжской академии госслужбы Татьяне Черняевой.
- Татьяна Ивановна, вы уже давно занимаетесь проблемами имиджа Саратова и Саратовской области. Каково сегодня восприятие нашего региона и требует ли оно корректировки?
- Саратов относится к особой зоне. Он исторически и литературно отмечен ярлыком – «деревня, глушь, Саратов». И для изменения негативного имиджа «деревни Гадюкино» мало что делается. Наглядное подтверждение - саратовские дороги, о которых наслышаны далеко за пределами региона.
Имидж «болота» сказывается прежде всего на людях. Исследования показывают, что большинство молодежи не связывают свое будущее с Саратовом, стремясь жить и работать где угодно, только не здесь. Для Саратова, исторически поставленного в невыгодные условия, борьба за имидж сегодня фактически означает борьбу за выживание самого города.
- А как быть с такой важной составляющей регионального имиджа, как имидж предпринимательства?
- Представление о саратовском бизнесмене колеблется между двух полюсов. С одной стороны, предприниматель – это тот, кто торгует на вещевых рынках. И этот образ скорее отталкивает. Люди, причисляющие себя к среднему классу, предпочитают не иметь дела с предпринимателями такого уровня и такого рода.
С другой стороны, это бизнесмены «олигархического» типа. К ним относятся по-разному, но с полным осознанием того, что это не те люди, которые будут решать проблемы города. Фактически местные «олигархи» приравнены к власти, их население рассматривает как некую властную структуру. А к власти у русского народа отношение двойственное. С одной стороны, мы не любим никакую власть, а с другой стороны - «вот приедет барин, барин нас рассудит».
Бороться с таким видением предпринимательства возможно через общественные дискуссии, массовые коммуникации. Только через слово будет рождено действие.
- Как можно уйти от представления Саратова как «глуши»? Ведь у нас есть и гораздо более интересные символы, бренды, а не только этот литературный образ?
- Да, конечно, у нас есть и Укек, и место приземления первого космонавта, да и множество других интересных с точки развития туризма мест и знаковых символов. Были попытки сделать из этих мест некие бренды Саратовской области. Например, лет 10 назад бизнесмены предлагали замечательный проект строительства культурного комплекса рядом с местом приземления Гагарина «Саратов – дом космонавтики». Сейчас он заглох.
Саратов по своему потенциалу мог бы стать одной из зон приоритетного развития туризма – наравне с Сочи, Бурятией, Байкалом, однако у нас не нашлось достаточно сильного лобби, чтобы продвинуть наш регион. Калач и гармошка – это, конечно, хорошо. Но должны быть не только исторические бренды, но и что-то уникальное и современное.
- Неужели сегодня никто в Саратове не занимается имиджевыми мероприятиями?
- Почему, занимается. Даже властные структуры, хотя с их стороны эти мероприятия носят скорее характер массовых кампаний. Туризм же в Саратовской области и вовсе финансируется по остаточному принципу. Очень характерен тот факт, что в профильном министерстве собственно туризмом занимается один человек.
С другой стороны, у нас достаточно много небольших центров, объединяющих неравнодушных к Саратову людей. Это и музейщики, и Дом кино, и кафедра в техническом университете, и наша кафедра. Однако нужно понимать, что академическое сообщество не располагает ресурсами – ни финансовыми, ни временными, ни людскими, чтобы обеспечить имиджевые мероприятия для всего Саратова.
- Так с чего же начать? Как объединить эти разрозненные единицы силы?
- Определиться нужно с главным – направлением развития. Саратов – университетский или купеческий город? Транзитный или оседлый? Питерцы приезжают к нам посмотреть на нашу грязь и разруху, так может быть нам лучше внедрить экстремальный туризм?
Если говорить о бизнесе, то необходимо определить – какой имидж требуется саратовскому предпринимательству, на какую аудиторию он будет рассчитан, какими ресурсами, прежде всего властными, можно располагать. И, конечно, задать эти вопросы нужно не только бизнесменам, но и саратовцам, обычным жителям.
Лучше всего эти мероприятия проводить в рамках проекта. Он выступит своеобразной воздушной средой, связывающей маленькие центры в структуру. И чем больше центров будет присоединено к сети, тем большей силой будет обладать проект.
Не исключено, что такая структура-коммуникатор может быть создана и на базе областной ТПП. Она обладает достаточно большим потенциалом для этого. Формы организации могут быть разными, но, по нашему мнению, больше всего подойдет клуб. По крайней мере регионы, сделавшие шаги в этом направлении, по уровню развития оставляют Саратов далеко позади.