Поиск:


За кулисами сцены
- Мне кажется, или привозных концертов и спектаклей в этом году в Саратове стало больше? От афиш рябит в глазах.
- Гастролей действительно прибавилось. У нас в городе около десяти концертных агентств – все они чувствуют тенденцию и пытаются на ней заработать. Плюс новички с какими-то штучными проектами периодически появляются.
- И зрителей на всех хватает?
- Сложный вопрос. Не все из этого вала можно назвать удачным, иногда натыкаешься на откровенную халтуру, когда сразу заметно, что устроители преследовали лишь одну цель – выкачать побольше денег. Многие думают, что шоу-бизнес – это очень просто. Пригласил артиста, запустил ролик и все саратовцы ровными рядами пошли в кассу. Но это не так. По себе могу сказать, что для нас хороший концерт – неубыточный. Достичь этого сейчас достаточно сложно, особенно в том сегменте, на котором специализируется «Триумф» -- классика и джаз.
- Вы сознательно сузили свое поле деятельности? Ведь шансон, наверное, легче продается?
- С точки зрения бизнесмена, пожалуй, это так. Но нас с Ириной (Ирина Спирина, - директор центра «Триумф», - М. Л.) переделать уже сложно. Мы можем заниматься только тем, что нам нравится самим. А поскольку мы дамы с консерваторским образованием: я – пианистка, Ирина – искусствовед, вдобавок долго проработавшие в филармонии, любить что-то другое, кроме классики, нам сложно. С другой стороны, ниша эта в Саратове практически не занята. Да, временами кто-то еще пытается привезти балет или оркестр Владимира Спивакова, но для неподготовленных агентств все это довольно сложно.
- Почему? Принцип ведь тот же самый остается?
- Давайте посчитаем на примере балета, чтобы понятнее было. В последних «Русских сезонах Дягилева» в Саратов приезжали 70 человек! Пятьдесят – непосредственно артисты, еще двадцать – гримеры, костюмеры и т. д. Чем больше людей заняты в гастролях – тем выше гонорар, это аксиома. Плюс транспортные расходы, проживание и т. д. Все вместе зашкаливает далеко за миллион. Конечно, можно сделать билеты по 5 тысяч рублей и, сжав зубы, не снижать ни копейки, но много ли будет публики в зале? Выход один – привлекать спонсоров. А для них гораздо привлекательнее идея фестиваля, в рамках которого мы и действуем, чем разовое мероприятие. «Нева впадает в Волгу» -- бренд раскрученный, за эти годы он приобрел много верных партнеров, чей вклад позволяет нам держать на билеты приемлемые цены.
- Ваш фестиваль начинался с чисто питерских коллективов. Сейчас мелькают все больше московские имена. В Питере артисты кончились?
- Не совсем так. Там много прекрасных коллективов, но они абсолютно неизвестны за пределами Петербурга. Раскручивать их в Саратове нет ни сил, ни желания, к тому же гонорары у людей вполне весомые. Раньше делать это было намного проще и дешевле. Мы первыми показали саратовцам «Терем-квартет», «Римейк», «Кавалер-дуэт», исполнителя романсов Олега Погудина и многих других. Сейчас же с малоизвестными исполнителями просто не хочется рисковать.
- Расскажите о предпочтениях зрителей – на что идут люди?
- Публика идет на известное имя. Если оно интересно зрителям, зал будет полным. Есть драматические артисты, на которых идут за любые деньги: Миронов, Безруков, Пореченков. Хотя цены на спектакли с их участием, на мой взгляд, бешеные – в Москве это стоит в разы меньше.
- А классика с джазом?
- Принцип тот же. Хотя публика на этих концертах сильно отличается друг от друга. Последнее время в определенных кругах стало модным слушать джаз: едет какой-нибудь джипяра, а внутри диск с Кроллом или Бутманом играет. Круто...Можно еще порассуждать при случае о том, как Хворстовский и Нетребко поют – тоже показатель статуса бизнесмена. А вот на концерты инструментальной музыки ходит, в основном, филармоническая публика, интеллигенция, билеты для них по определению не могут быть дорогими. Романсы слушают женщины бальзаковского возраста, бардов – бывшие сотрудники советских НИИ, ну и так далее.
- Как вы выбираете исполнителей?
- Отсматриваем кассеты, слушаем диски. В первую очередь, артист должен нравится нам самим – только тогда удается зарядить других людей восторгом. Человек приходит, и все – он уже наш, знает, что халтуру не привезем. Слышала о нас и такие отзывы: «Триумф привозит? Надо сходить, люди приличные».
- А основные рекламные каналы какие используете?
- Афиш мы немного расклеиваем, штук по 100. Их в городе в последнее время так много, что глаз уже просто ни за что не цепляется. Хорошо зарекомендовало себя радио: «Дорожное», «Серебряный дождь», «Русское радио». Я понимаю, что любители классики вряд ли сознательно слушают «Дорожное радио», но его зато много крутят в маршрутках.
Непродаваемых исполнителей нет. Мы с Ириной вдвоем можем обеспечить ползала: надо только сесть на несколько дней за телефон и начать обзванивать знакомых.
- Вы работаете с Ириной практически вдвоем. Наверное, это довольно сложно.
- Фестиваль – вещь плановая. Чтобы запустить его в ноябре, надо в апреле уже начинать делать первые звонки. Кроме фестивальных мы устраиваем и другие концерты – всего в сезон их получается штук пятнадцать. Приходится бегать, как заведенным. Но серьезный бизнес на классике построить нельзя, для нас с Ириной это, скорее, увлечение.
- Скажите, сами исполнители несут какие-то риски?
- Нет, кончено. Их не интересует, полный или неполный зал, гонорар за концерт они получают целиком. Интересно, что кризис никак не повлиял на их расценки. Более того, цены на российские гастроли могут быть в разы больше, чем для зарубежных. Те же джазмены в Европе спокойно играют в клубах с входным билетом 10-20 евро.
- Сильно ли мешает отсутствие в Саратове приличного концертного зала?
- Конечно. Особенно сейчас. Когда филармония надолго вышла из строя. Зала, по сути два – это Театр драмы и театр оперы и балета. В ДК «Россия» народ еще подумает, прежде чем ехать: и далеко, и акустика там не слишком хорошая. Мы еще можем использовать консерваторский и университетский залы, но для многих вещей они просто не подходят. Мечта о концертном зале на тысячу мест в центре города, похоже, еще долго останется несбыточной.
Марина ЛАЙКАСК
2009-12-04


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007