Число потенциальных клиентов прачечных в Саратове постоянно увеличивается. Этому способствуют развитие ресторанного рынка, строительство гостиниц, фитнес-центров, появление новых поликлиник, стоматологий, саун. Чтобы полностью загрузить работой небольшую прачечную, достаточно заключить договор с одним отелем среднего размера или десятью ресторанами.
Теория
Прачечные бывают двух видов - предприятия самообслуживания для жителей и организации, специализирующиеся на работе с юридическими лицами. Потенциальными клиентами прачечных могут стать студенты, у которых нет стиральных машин, и состоятельные люди, не желающие тратить время на стирку. Но бизнесмены предпочитают не делать ставку на население - спрос невелик, нестабилен, к тому же, чтобы привлекать граждан, нужна активная реклама. Поэтому в Саратове прачечных, ориентированных на частных лиц, единицы.
Преимущество работы с корпоративными клиентами - постоянные стабильные заказы, которые позволяют четко планировать деятельность. Основные клиенты прачечных делятся на две категории. Первая - рестораны, гостиницы, сауны, стоматологии, частные поликлиники - требует качественной стирки. Вторая - учебные заведения, службы занятости, больницы, общежития - уделяет больше внимания цене.
Минимальный размер помещения - 20 кв. м. Правда, производительность прачечной на таких площадях будет слишком низкой, предупреждают эксперты. Здесь можно разместить только самое необходимое оборудование: стиральную и сушильную машину, гладильный каток, да и то получится тесновато. К тому же придется очень оперативно развозить постиранное белье, так как хранить его будет негде. Поэтому бизнесмены советуют сразу выбирать помещение побольше – 40-50 кв. м.
Прачечные должны включать несколько обязательных зон. Первая - приемная, куда приходят клиенты и где выгружают белье водители. Вторая - зона грязного белья, где его взвешивают, считают, сортируют, здесь же стоят стиральные машины. Третья - зона чистого белья, куда вещи попадают после стирки, сушатся, гладятся, упаковываются и хранятся. Наконец, необходимо место отдыха для персонала. "Грязная" и "чистая" зоны обязательно должны быть разгорожены, чтобы потоки белья не пересекались.
Практически все прачечные используют профессиональное оборудование. Главное его отличие от бытового - ресурс работы. Любая бытовая машина рассчитана на 1,5 тыс. циклов стирки. Если использовать такую машину четыре раза в неделю, срок службы составит семь лет, если начать стирать четыре раза в день - всего год. Профессиональные машины выдержат в десять раз больше - 1520 тыс. циклов стирки, да и производительность их намного выше.
Инвестиции для входа в прачечный бизнес оцениваются по-разному: в зависимости от набора оборудования они могут колебаться от нескольких сотен тысяч рублей до миллиона. От миллиона начинается и стоимость небольших прачечных, выставленных на продажу. В этом случае вместе с оборудованием и помещением вы получаете и некоторое количество лояльных клиентов.
Практика
Елена Воронцова, директор прачечной «Стиркин».
- Я долгое время работала в сфере услуг, но потом мне надоело вкалывать на «дядю» и я задумалась о своем деле. Обратить внимание на прачечные мне посоветовал отец. Мы с мужем посидели, поискали информацию в Интернете, посчитали затраты – вышла приличная сумма. А потом случайно нашли прачечную, которую продавали – с небольшим количеством клиентов, а из оборудования был только каток и промышленная машина. Дальше уже пошел полет фантазии. Сделали себе логотип, решили, что у нас будет три класса стирки, посчитали стоимость каждой услуги: что стирать в килограммах, что поштучно.
Мы смогли выйти в ноль примерно за год, но изначальный бизнес-план пришлось сильно переделать: у нас нет ни технолога, ни работников по приему/выдачи белья, доставку мы осуществляем сами на своей машине. То есть, удалось сэкономить на персонале – фактически всю работу я осуществляю своими силами.
Санитарные нормативы для прачечных остались неизменными с пятьдесят какого-то года, когда были банно-прачечные хозяйства, большие предприятия с кучей народа, с огромным количеством оборудования. Для мини-прачечной нормативов, прописанных в законе, нет. В итоге и прачечные, и химчистки чешут под одну гребенку. Обязательное количество комнат, количество работников, размер помещения (мы сумели уложиться тютелька в тютельку, почти до нескольких сантиметров), зона чистого/ грязного, время выдачи (у нас до обеда принимаем, после – выдаем).
Изначально клиентами у нас были только юрлица. Когда я пошла открывать в 2005 году свое дело, в налоговой как раз появилось новшество - упрощенное налогообложение. Я и стала по нему работать, не зная, что если появляются клиенты-физлица, необходимо платить налог на вмененный доход. Это выяснилось при первой же сдаче годового отчета. Пришлось мужу открывать отдельное ИП и сейчас мы с ним работаем с ним в паре – он с юрлицами, а я с жителями.
Меня часто спрашивают – кто же к вам приходит, если практически в каждом доме сейчас стоит машинка? Наверное, это закоренелые холостяки? Да, люди у нас только начинают привыкать к подобным услугам. Что дома надо отдыхать, а не кидаться делать домашние дела, в том числе и стирать. Кроме того, постирать самому носки – это одно, а вот постельное белье или одеяло уже намного труднее, да и погладить их нелегко. А тут есть каток, который справится с этим гораздо быстрее. Одинокие мужчины к нам тоже часто заглядывают, в том числе и с носками и нижним бельем – самим им лень стирать, а тут они пришли, отдали, получили назад все чистое и отглаженное. Многие прачечные не возятся с мелкими заказами и берут в стирку вещи начиная от трех килограмм, у нас же можно постирать от одного кило, но для каждой вещи есть своя стоимость. Скажем, постельное белье (которое больше всего и приносят) – 45 рублей за килограмм. Кстати у нас есть правило: мы не стираем вещи разных людей вместе. Срок же выполнения заказа – один день.
От порошка зависит очень много – и качество стирки, и отбеливающий эффект. Но и машинка играет большую роль. В общем, все вместе. А вот эксперименты (какие вещи можно стирать вместе, какие нет, какой порошок использовать) я проводила на своем белье. Из нестандартных вещей нам часто приносят занавески из актовых залов, портьеры, чехлы для автомобилей, специфические виды тканей. Самые крупные вещи которые помещаются в нашу машинку -- чехлы от диванов. А самое деликатное, что мне приходилось стирать - свадебное платье.
Самые большие затраты приходятся на аренду, один раз у нас доходило до восьмидесяти процентов. А вода, электричество и порошки – ну, не больше двадцати процентов получается. На рекламу затраты, честно скажу, небольшие. Мы зарегистрированы в справочной «003», давали объявления в газету. Недавно провели акцию: раздавали визитки с купоном на скидку, раскидывали их по почтовым ящикам.
Принято считать, что прачечные и химчистки – очень похожие бизнесы, почему бы их не совмещать. Но в чистке используются особые реактивы, для нее нужно совершенно другое оборудование, да и по затратам намного дороже выходит. Система работы у химчисток – один цех и несколько пунктов приема. В этом есть свои плюсы и минусы: нужны дополнительные работники, развозная машина, большое помещение и т.д. А мы – небольшой семейный бизнес. В принципе, пути развития любой прачечной – открытие пунктов приема и выдачи, как и у химчисток. Но для нас это пока слишком накладно.