Поиск:


На вкус и цвет
Красивая реклама востребована зрителями, но не заказчиками

«Ночь пожирателей рекламы» и коммуникационная группа АРТ-СиТи за семь лет прочно слились у саратовцев в единое целое. О том, сложно ли прививать заказчикам вкус к хорошей рекламе, рассказывает директор компании Сергей ВОЛКОВ.

- У рекламодателей сложился четкий стереотип: хороший ролик - это дорогой ролик. Вы согласны?
- Нет. В той же коллекции «Ночи» полно малобюджетных, но оригинальных, а потому запоминающихся, сюжетов. Далеко не все зарубежные компании могут позволить себе тратить, как Pepsi, миллион долларов на 30-секундный фильм.
- Почему же российская реклама такая унылая?
- Опять-таки не вся – вспомним ролики банка «Империал». Что касается Саратова, то в нашем городе все движется по спирали. Если в 90-х делались только простейшие вещи, то года с 2002 рекламщики перешли на качественно новый уровень. Во-первых, после дефолта стали появляться деньги, во-вторых, студии наконец-то научились что-то снимать: до этого они просто не умели, не было у нас школы по роликам. Возможно, повлияли на процесс и первые показы «Ночи», некоторые идеи оттуда стали активно тиражироваться в местной рекламе. Изменился и бюджет роликов – впервые был пройден порог в 3000 долларов.
- Ага, значит дело все-таки в деньгах…
- Вот смотрите: основной вал заказов сейчас – это ролики-однодневки. Мы открылись, у нас скидки, изменились проценты…Яркая идея здесь не слишком нужна – если показать просто черный экран с названием компании и закадровым текстом раз 60, нужный эффект все равно будет достигнут. Стоимость однодневной продукции, в среднем, 2-4 тысячи рублей. Другое дело – имиджевые вещи. Верхняя планка здесь неограниченна, например, бюджет последнего ролика одного из местных производителей колбас равнялся миллиону рублей. Причем, примерно половину этой суммы составлял гонорар московского актера. Понятно, что если использовать местные силы, цены снижаются в разы: производство качественного ролика с хорошей актерской игрой трех-четырех человек обойдется в Саратове в 50-80 тысяч рублей.
- Почему тогда к нам не ломятся московские заказчики?
- Да все тот же стеореотип: люди не верят, что в глубинке можно что-то сделать. Хотя я смотрел как-то чисто московскую рекламу, не транслируемую на всю страну, и ничего особенного там не увидел. У нас можно было бы снять то же самое, но гораздо дешевле. А вот производство графических роликов более интернационально. Например, наш сотрудник – Женя Бесхозорный, выполнял как-то заказ для Германии, но через украинских посредников. Вообще, Женя уникальный человек – его работы даже в энциклопедию трехмерной графики попали.
- И все-таки оригинальные ролики в Саратове увидишь редко. Лень придумывать или нет спроса?
- Сложно сказать. Я заметил, что чем больше ролик должен пройти согласовывающих инстанций, тем больше вероятность выбора клиентом обычного среднего варианта. Особенно это касается политической рекламы – никаких неожиданностей заказчику не нужно. А вот если общаться непосредственно с директором фирмы, то есть шанс сделать действительно нестандартную рекламу.
- А вам какую больше нравится делать?
- Чтоб актеры в ней были. Такая сложнее всего, требует массу подготовительной работы: свести вместе артистов, найти интерьеры. Помню, как для ролика «Дубков» нам на одну ночь универмаг «Магистраль» отдавали, пришлось оттуда два ряда продуктов сначала вынести, а потом обратно загрузить. А для рекламы «Эванти» чугунную скамейку взад-вперед по горпарку таскали. Зато с помощью актерской игры можно передать очень многое. Да и бюджет поддается варьированию. Плохо только, что практически все саратовские артисты уже были где-нибудь засвечены. Приходится искать новые неизвестные лица, даже своих знакомых пробовать.
- Итак, экономить можно на людях. На чем еще?
- На продолжительности ролика – уже давно никто не заказывает 30-секундных, да и 20-секундные фильмы становятся редкостью. В основном, это 10-15 секунд. Но экономия затрагивает здесь не столько на производство, сколько дальнейший прокат. Не любят заказчики и дополнительные затраты на оборудование. Например, мы не так давно купили очень хорошую камеру, обеспечивающую близкую к киношной качество картинки – туго идет, хотя стоит снятый на ней ролик всего на 10 процентов дороже. Вообще, по сравнению с прошлым годом складывается интересная ситуация – массовое снижение бюджетов при увеличившемся числе заказчиков. Идет такой вал роликов-однодневок, имиджевые можно пересчитать по пальцам. Кстати, цены у саратовских производителей рекламы практически одинаковые, разница в 5-10 процентов
- Крупные компании любят выставлять заказы на тендеры. Вы в них участвуете?
- Участвуем, хотя в 90 процентах случаев результат конкурса определен заранее. Но если конкурс не требует больших затрат и какого-то особого мозгового штурма, то свои заявки мы все-таки посылаем.
- Идеи свои не страшно в чужие руки отдавать?
- А что делать? Ну нет у нас понятия интеллектуальная собственность. Да, бывало такое, что предлагаешь заказчику несколько вариантов, он гордо отказывается, а потом видишь все это сделанное кем-то другим. Мы здесь беззащитные. Кстати, москвичи гораздо больше любят халяву, местные ленивее.
- И все-таки красивые ролики любимы народом – а как иначе объяснить заполненные залы на показах «Ночи»?
- Не забывайте, что Бурсико формирует коллекцию для показа с учетом как визуального ряда, так и внутренней драматургии роликов. Именно поэтому она смотрится на одном дыхании. «Ночь» -- это прежде всего шоу.
- Мероприятие в Саратове хорошо раскручено. Заработать удается?
- Ну, «Ночь» для нас, конечно, неубыточна, хотя про большую прибыль я бы не сказал. Особого секрета из бюджета мероприятия нет. Основные расходы – это плата за прокат коллекции, аренда театра, расходы на проезд и проживание всех московских гостей. Плюс реклама, афиши и т. д. Считаем доходы – многолетняя практика показывает, что треть билетов приходится раздавать бесплатно. Поступлений от проданных 500-550 билетов явно не хватает, а потому приходится привлекать спонсоров. Вот и все.
- Вы сами определяете формат мероприятия?
- Нет, он практически одинаков для всех стран и год от года почти не меняется. Заранее определена последовательность блоков, продолжительность перерывов, присутствие ви-джея. На наш откуп отданы перерывы, во время которых мы должны представить спонсоров так, чтобы это было интересно зрителям. Кстати, впервые на последней «Ночи» нами было отмечено такое явление, как контрафактная реклама: ряд местных компаний пытался «на халяву» раздать свои листовки, хотя стоит этот вид услуги буквально копейки.
-Изменилась ли за семь лет аудитория «Ночи пожирателей рекламы»?
- Да, зрители молодеют. Если в первые годы это было светское мероприятие с публикой за 30, то сейчас это, скорее, продвинутая молодежь – такая, как студенты-архитекторы, например.
- Может, ну ее, эту рекламу? Не лучше в шоу-бизнес двинуться?
- Ой, это вряд ли. Вот по две «Ночи» в год было бы интересно проводить. Пусть вторая будет менее пафосной, но с интересной темой. У нас уже была «Ночь в переводе Гоблина», есть и другие идеи.
Марина Лайкаск
2009-11-25


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007