Поиск:


Бизнес на любви к зарядке
В новой рубрике мы будем рассказывать о различных идеях своего бизнеса и подводных камнях, связанных с претворением идеи в жизнь. Ведь теория нередко расходится с практикой.

Теория

Как это ни парадоксально, но фитнес-индустрия пока в выигрыше. Стройными рядами в поток клиентов вливаются попавшие под сокращение: по статистике число посетителей в недорогих фитнес-центрах выросло с начала года на 15-20%.
Однако есть и перемены. Если до недавнего времени высокая рентабельность для этого рынка была делом привычным, а месячный абонемент стоил 1500-2500 рублей, то теперь владельцам клубов приходится сбрасывать цены. И если это справедливо для уже существующих клубов, то новичкам, бросающимся в фитнес-бизнес, тем более следует все хорошенько обдумать.
Самыми востребованными на рынке сейчас являются клубы средней ценовой категории – так называемые базовые. Они предполагают оказание клиентам спортивных и нескольких дополнительных услуг: занятия на тренажерах, групповые программы (аэробика, степ, йога), сауна, массаж, солярий. Первоначальные инвестиции в такой клуб составят в Саратове не менее 6-12 млн рублей в зависимости от площади помещения. Раньше срок окупаемости составлял 2-3 года, а сейчас может растянуться и на 5 лет.
Обычно создание клуба начинается с поиска подходящего помещения, сдающегося на условиях долгосрочной аренды – не менее пяти, а лучше 10 лет. Чтобы понять, на какую площадь ориентироваться, стоит знать, что на одного посетителя должно быть выделено не менее 5-6 кв. м. Норма площади на каждого занимающегося в аэробном зале – 4 кв. м. Кроме того потребуется место под туалетные комнаты, душевые, стойки для ресепшн, небольшое помещение для персонала. По мнению специалистов, минимальный метраж спортивного клуба может варьироваться в пределах от 150 до 250 кв. м. Из них 80-100 кв.м займет тренажерный зал, 30 кв.м — зал аэробики, 40-60 кв.м — раздевалки, душевые, туалет, 10 кв.м — массажный кабинет, 15-20 кв.м — кабинет директора и бухгалтера.
Главное, о чем обязательно нужно помнить при планировании помещений, — в клубе не должно быть тесно, и если места все-таки мало, то лучше отказаться от какой-то из услуг. Клиенты в тесное помещение не пойдут. Это аксиома.
Арендуемое помещение обязательно надо оборудовать системой вытяжной вентиляции – просто мощных кондиционеров бывает недостаточно. Заранее необходимо позаботиться о специальном покрытии для пола – обычный линолеум не подходит, он травмоопасен. Как минимум одна стена каждого зала должна быть зеркальной.
Самая затратная статья расходов – это приобретение тренажеров. Вот на чем эксперты не советуют экономить. Оборудование для клуба берется только качественное и, соответственно, дорогое. Его поставщиками, как правило, являются серьезные дилеры, которые обеспечат полную и правильную установку, а также дальнейшее обслуживание и гарантийный ремонт. Базовый комплект, состоящий из 12-15 силовых тренажеров и 4-5 кардиотренажеров, обойдется минимум в $25-30 тыс.
Если закупка оборудования и ремонт – разовые вложения, то затраты на персонал будут постоянными и съедающими не менее 40 % ежемесячных расходов. Штат небольшого клуба состоит из менеджера, инструкторов, администратора, бухгалтера, техработника. Менеджер должен хорошо знать рынок фитнес-услуг. В его обязанности входят формирование ценовой политики, маркетинг, продвижение клуба. Многое зависит от спортивного настроения и программ, которые предлагает клуб: всегда нужно знать, что востребовано и хорошо продается в нашей стране, а что уже популярно на Западе.
Наконец, рекламную кампанию следует планировать задолго до открытия клуба. Крупные фитнес-центры используют все источники рекламы – от раздачи буклетов до рекламы в прессе, на билбордах, радио. А вот телевидение считается неэффективным рекламоносителем. Небольшому клубу можно распространить в близлежащей зоне листовку-приглашение на открытие с описанием услуг и скидкой первым посетителям. Но практика показывает, что лучшим каналом продвижения для фитнеса считается «сарафанное радио».

Практика

Екатерина Бессонова, заместитель директора фитнес-центра «ВолгаСпорт»:
– С теоретическими выкладками, в принципе, я согласна. На собственном опыте могу сказать, что самой большой проблемой является поиск подходящего помещения – оно должно быть технически пригодным и недорогим. Причем режим долгосрочной аренды более выгоден, чем покупка в собственность. А вот тезис, оценивающий минимальную площадь клуба в 150-250 метров, – это заблуждение. На мой взгляд, нужно не меньше 500. Фитнес на двухстах метрах – это скорее студия, а не клуб, бизнес для владельца помещения, заработать на котором смогут 1-2 человека. В идеале при этом хозяин бизнеса должен быть и тренером – йоги или танцев и определять фитнес-направление своего бизнеса.
Затраты на открытие клуба я бы оценила в $ 800-1000 на 1 кв метр – это ремонт, закупка оборудования, персонал и реклама. Не надо забывать, что услуги многочисленных разрешающих инстанций дорожают с каждым годом: если раньше ежегодные замеры СЭС стоили 10 тысяч рублей, то сейчас – 50 тысяч. Плюс стоимость лицензий на медицинские услуги – массаж, косметология, врачебный контроль.
На зарплату у нас приходится половина всех расходов, но наша ситуация не слишком типичная – традиционно тренер в «ВолгаСпорт» чуть больше, чем просто инструктор. Наши люди всегда востребованы, хотя очень жалко, когда растишь тренера – иногда на это лет пять требуется, а он берет и уезжает в Москву…
Ценовая политика – вещь достаточно сложная. У нас в обоих клубах занимается 1200 человек, средний класс в основном. Цены сильно дифференцированы: один из самых дешевых вариантов – годовой абонемент с дневными часами тренировок (с 8.00 до 17.00) стоит около 10 тысяч. Если прибавляются вечера и выходные, дни «заморозки», то, конечно, дороже получается. Вообще цены 500-600 рублей в месяц для Саратова нерентабельны. Если вам предлагают такой абонемент, значит, это будет обычная качалка с неквалифицированными тренерами, без душа и вентиляции.
Соотношение клиентов у нас стандартное для фитнес-центров с акцентом на групповые занятия: две трети женщины, треть – мужчины. Обычный режим тренировок 2-3 раза в неделю, самые популярные занятия – йога, пилатес, различные виды растяжек, словом, «легкие» тренировки. Темп жизни такой, что людям хочется расслабиться и при этом что-то полезное поделать.
Вообще здоровый образ жизни в России, к сожалению, не слишком моден. Регулярно фитнес-залы посещают не больше 2 процентов населения. Для примера, в США и Италии этот показатель 14 процентов. Об оздоравливающем эффекте фитнеса у нас знают мало, самый распространенный стереотип – а, качалки... Но ведь правильно подобранные программы помогают при проблемах с позвоночником и суставами, давлением, лишним весом. В России же фитнесом занимаются, как правило, здоровые люди, желающие подольше сохранить хорошую форму.

Кстати
Фитнес-клубов в Саратовской области пока не так много – около 20. Пять-семь из них в Балакове, по одному в Новоузенске и Балашове. Есть, конечно, еще секции при вузах и полуподпольные тренажерные залы, но понятие «клуб» к таким не относится. Более точному учету поддаются тренеры – в базе областной федерации фитнеса их значится 400.
Марина ЛАЙКАСК
2009-10-26


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007