В Саратовской области эти услуги предлагают около двадцати компаний
ЛИЗИНГ (англ. leasing — аренда) – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Существуют следующие виды лизинга:
Финансовый лизинг – срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю и объект лизинга может перейти к лизингополучателю. Является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования.
Операционный (оперативный) лизинг – срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Основной пример – аренда автомобилей.
Возвратный лизинг – собственник имущества сначала продает его будущему лизингодателю, а затем сам арендует этот же объект у покупателя, то есть одно и то же лицо выступает и в качестве продавца, и в качестве лизингополучателя. Операции возвратного лизинга позволяют предприятиям временно высвобождать связанный капитал за счет продажи имущества и одновременно продолжать фактически пользоваться им на правах аренды.
Процентные ставки на услуги лизинговых компаний, как и банковские, повышения не избежали. По сравнению с прошлым годом они выросли почти в два раза. Несмотря на то что уже весной этого года они начали несколько снижаться, результаты 2008 года вряд ли будут достигнуты. Так, по данным «Рослизинга», объем сделок в первом полугодии составил меньше 30 процентов от объема 2008 года. А количество заключенных контрактов – лишь 16 процентов.
Одним из последствий финансового кризиса стало ужесточение подходов к оценке финансового состояния лизингополучателя и ликвидности предмета сделки.
По оценкам аналитиков, годовой объем регионального рынка лизинговых услуг составлял в прошлом году порядка 140–150 млн долларов Основным отличием саратовского лизинга является доминирование местных компаний (более 80% рынка). Тогда как в других регионах в сфере лизинговых услуг преобладают в основном московские, федеральные или связанные с банками и промышленными холдингами организации. Местные лизингодатели работают не только в Саратове, но и в других регионах: например, Астраханской, Воронежской, Волгоградской и Пензенской областях, Краснодарском крае.
Обычно договор лизинга в нашей области оформляется на срок до 3 лет, однако в случае приобретения какого-либо дорогостоящего имущества лизинг может быть продлен до 5 лет, а в некоторых случаях еще больше.
В Саратове на сегодняшний день работают около 20 местных и иногородних лизинговых компаний. Основными из них считаются уже ООО «Поволжский лизинговый центр», ООО «ЭкономЛизинг», ООО «Экспресс-Волга Лизинг», ООО «Лизинговые технологии» и ООО ИЛК «Центр».
Практически все работающие на саратовском рынке компании позиционируют себя как универсальные, то есть предоставляющие все возможные виды услуг. Однако стандартной является система возвратного лизинга. Лишь недавно саратовские лизингодатели постепенно начали предоставлять качественные услуги в сфере финансового лизинга и двигаться в сторону более сложного продукта – операционного лизинга.
Саратовские бизнесмены приобретают в лизинг коммунальную технику, холодильное оборудование и другое дорогостоящее имущество, которое трудно сразу купить за свой счет. На долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. Однако подход к автолизингу постепенно меняется: несмотря на то что в первом полугодии спецтехника и грузовой транспорт были фаворитами лизинговых сделок, в приоритете, по мнению специалистов, должен остаться лизинг оборудования. По прогнозам, не так активно лизинговые компании будут идти и в сферу промышленности и строительных материалов.
Светлана БАРИНОВА, начальник отдела экономики и инвестиций ТПП Саратовской области:
– Операционный лизинг является более совершенным, но и более рискованным по сравнению с финансовым: здесь лизинговая компания берет на себя не только финансовые, но и операционные риски. На мой взгляд, основной сдерживающий механизм – отсутствие сильной конкуренции среди дилеров на рынке услуг по обслуживанию автомобилей и дефицит большинства востребованных автомобильных марок. Также среди руководителей все еще присутствует «советский стереотип» о необходимости содержания своего автопарка, в то время как компании лучше сосредоточиться на основных бизнес-процессах, отдав решение транспортных проблем на аутсорсинг.