Поиск:


Капитальное лечение
Частные клиники будут развиваться за счет высоких технологий

Приобретение частными клиниками современной дорогостоящей диагностической аппаратуры – один из показателей того, что времена, когда во главу угла ставилась прибыль, а не здоровье пациентов, прошли.

Первые частные

Исторически сложилось так, что основная часть стоматологических услуг всегда была платной, именно поэтому врачи этой специальности наилучшим образом вписались в новые экономические условия. В другой отрасли медицины – дерматовенерологии – дороговизна услуг и отсутствие контроля привели к тому, что пышным цветом расцвели десятки частных венерологических кабинетов. Частники обещали своим пациентам практически моментальную диагностику и почти такое же скорое излечение. Итогом подобной «экспресс-терапии» стали осложнения и переход заболеваний в затяжные, хронические формы.
Но начиная с 2000 года в частной медицине Саратова произошел колоссальный прорыв.
Поднялась новая волна образования предприятий – «Здоровье», «Клиника Музалевского», «Семейный доктор», «Авеста-М», «ДокторЪ». Клиники оснастились современным дорогостоящим оборудованием, стали внедряться передовые медицинские технологии. На рынок вышли сложные медицинские направления - хирургия, гинекология, педиатрия, лабораторная служба, терапия, кардиология, офтальмология. Оснащение и методики многих частных медучреждений оказались лучше, чем в структурах бюджетной медицины.
Единственным на тот момент преимуществом государственной медицины была возможность использовать высокие технологии в диагностике и лечении. Высокотехнологичные операции частники так и не потянули. Но оборудование удалось купить и сделать на этом хороший бизнес и имя.
Первый частный компьютерный томограф (КТ) по­явился в 2005 году в энгельсском диагностическом «DI-центре». Это американский томограф четвертого поколения, который проводит широкий спектр исследований. Особенностью КТ было то, что он позволяет обследовать пациентов весом до 200 кг. Стоимость закупки аппарата держалась в строгом секрете, хотя просачивались сведения что томограф «был подержанный». Но именно наличие данного томографа придало вновь образованному центру высокий статус. Обследование могли пройти все желающие. Возможность практически без очереди пройти модное КТ-обследование горячей рекламной новостью прошлась по всем возможным медицинским и коммерческим каналам. Средняя стоимость обследования колебалась от 500 до 2000 рублей. В среднем за день через кабинет КТ проходили 20–25 человек. Завышенные нагрузки способствовали быстрой окупаемости дорогостоящего аппарата – буквально за полгода.
Следом КТ был установлен в «Клинике доктора Парамонова». Раскрученный имидж клиники не позволял покупать подержанную технику. Новый компьютерный томограф превосходил по своим диагностическим возможностям КТ «DI-центра». Специфика хирургической клиники позволила также моментально окупить дорогостоящую технику. Компьютерный томограф на 90% работает на оперблок, где проводятся уникальные дорогостоящие операции. Средняя пропускная способность в клинике Парамонова 30–35 человек, и ни минуты простоя. Цены средние по городу. Впрочем, ценовая политика на отдельные медицинские услуги согласовывается владельцами частных клиник заранее.
Если говорить о социальной ответственности бизнеса, то на тот момент приход частного бизнеса в медицину был важен для здравоохранения области. Потому что помогал закрывать те позиции, на которые у государства не хватало средств. Высокий спрос эксперты объясняют относительной молодостью рынка, а также «медвежьими» услугами госучреждений: чем хуже состояние дел в госмедицине, тем более востребована медицинская помощь частного бизнеса.
Национальный проект «Здоровье» внес неожиданный диссонанс в налаженный успех частных предприятий. За пару лет в медицинские госучреждения области в целом было поставлено около десятка самых современных компьютерных томографов. Ажиотаж на обследование на частных аппаратах несколько поубавился. Больницы областного и муниципального подчинения теперь предоставляют эти же услуги на высоком уровне благодаря финансированию в рамках нацпроекта.
Казалось бы, с точки зрения бизнеса «болеть и лечиться» люди будут всегда. Однако, в этот важнейший социальный сектор услуг серьезные частные инвестиции идут неохотно.
Последним в докризисный период был приобретен магнитно-резонансный томограф (МРТ) частным медицинским диагностическим центром на Степной в Энгельсе. В данном случае владелец частной клиники сыграл на том, что аппаратов МРТ в отличие от КТ в Саратове значительно меньше – всего 2: в областной клинической больнице и в СарНИТО. По некоторым прогнозам, МРТ окупится не так быстро, как компьютерный томограф, именно из-за диагностических особенностей аппарата.

Статус окупается прибылью

По экспертным оценкам, рентабельность частных медицинских услуг сегодня составляет 14–25%. Это выше, чем на рынке торговли бытовой техникой или продуктами. Средний срок окупаемости медицинских учреждений большой – пять-семь лет, несмотря на практически гарантированный поток клиентов. Раньше частники выигрывали за счет внешнего вида помещений – по сравнению с обшарпанными поликлиниками частные кабинеты выглядели гораздо более привлекательно. Но после того как госфинансирование медицины улучшилось, разница практически исчезла.
Так что платной медицине конкурировать с государственной становится все труднее. Это признают и в областном министерстве здравоохранения, соглашаясь с тем, что существующее неравенство усилится. Самой действенной помощью государственной медицине стал нацпроект «Здоровье». Ведь федеральным центром выделяются крупные средства на закупку современного и весьма дорогостоящего оборудования, но воспользоваться ими могут только государственные клиники.
По прогнозам специалистов, частные клиники смогут развиваться и будут продолжать повышать качество услуг за счет внедрения высоких технологий. Для этого им придется вкладывать средства в дорогостоящее оборудование.
– Сегодня большая часть прибыли нашей клиники уходит на развитие – приобретение новой техники, – прокомментировала Светлана Черкашина, директор «DI-центра». Особенность медицинского рынка такова, что оборудование стоит катастрофически дорого. Даже не слишком сложная техника (лабораторный аппарат или аппарат УЗИ средней руки) обходится как новая модель BMW. Но именно внедрение высоких технологий сделает услуги частных учреждений более конкурентоспособными и, соответственно, повысит стабильность бизнеса.
В тех частных клиниках, где давно работают томографы, проект оказался окупаемым за счет трех составляющих: острый дефицит КТ-услуг пять лет назад, жесткий режим работы, а также закупка оборудования на вторичном рынке. Новый аппарат от производителя стоит 3–4 млн долларов, и окупить его невозможно ни при каких условиях: работая в режиме напряженной эксплуатации, он раньше выйдет из строя, чем окупится.

Высокие технологии и высокий профессионализм

Чем располагают частные медики, то есть какова материально-техническая база, каков кадровый состав? Ответ на этот вопрос получить трудно по следующим причинам: во-первых, сами частные врачи эту информацию дают неохотно. Во-вторых, она содержится в органах, выдающих лицензии, и эти данные конфиденциальны. Поэтому на сегодняшний день мы не имеем достоверных цифр, показывающих, каким диагностическим, лечебным оборудованием они располагают и сколько человек трудятся в системе.
С учетом возросших требований пациентов к качеству медицинского обслуживания современная многопрофильная клиника в идеале должна быть оснащена тем минимумом оборудования, который позволяет решать проблему пациента, не направляя его в другие лечебные учреждения. Для этого необходимы современная цифровая рентгеновская и УЗИ-аппаратура, эндоскопическое, лапароскопическое оборудование и многое другое. Как показывает практика, с масштабными задачами предприятия данного формата могут справиться лишь при наличии серьезных учредителей, готовых инвестировать миллионы долларов, не рассчитывая вернуть их ранее чем через лет десять.
Разумеется, бизнес первым делом заинтересован в прибыли. Саратовские бизнесмены от медицины так и не рискнули заняться серьезной медициной, предпочитая вкладываться в поликлинические услуги. В этом случае основные затраты составляет аренда или приобретение в собственность помещения, а самый дорогой аппарат – УЗИ – при правильном менеджменте и грамотных кадрах окупается за пару месяцев.
Но даже самое дорогое оборудование – вторичный фактор, так как медицинский бизнес – личностный, завязанный на людях. «Частную медицину спасет только сочетание высоких технологий и высокого профессионализма» – вот рецепт успеха владельца одной из крупнейших саратовских частных клиник, который пожелал, чтобы его имя не упоминалось в прессе.
Одним из последних счастливых приобретателей двух суперсовременных компьютерных томографов стала БСМП города Энгельса. Возможности бесплатного круглосуточного обследования оттянули огромное количество потенциальных клиентов и, соответственно, деньги из частных клиник как Энгельса, так и Саратова.
Отечественный медицинский бизнес переживает сложные времена. Ему становится все труднее конкурировать с государственными лечебными заведениями, которые тоже оказывают платные услуги, но по более низким ценам. Да и авторитет государственной медицины у населения по-прежнему высок. Сегодня частному медицинскому бизнесу, который в состоянии предложить качественный медицинский сервис, остается лишь осваивать отдельные, узкие рыночные ниши.
Очевидно, что держателем новейшего высокотехнологичного оборудования в ближайшие годы останется государственное здравоохранение. Коренным образом изменить ситуацию могло бы государство, создав благоприятные условия для инвестирования средств в частную медицину. Однако надеяться, что в ближайшие годы в этом направлении будут сделаны конкретные законодательные шаги, достаточно бесперспективно.
Ирина ПЕВЦОВА
2009-10-26


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007