Поиск:


Повестка № 7781
Общества по защите прав потребителей дискредитируют себя необоснованными проверками

Казалось бы, после того, как в мае этого года вступил в действие Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», регламентирующий порядок проведения внеплановых проверок, малый бизнес должен был вздохнуть свободно. Но этого не произошло. Закон, призвавший к порядку органы госконтроля, не смог остановить вал проверок общественных организаций, позиционирующих себя как защитников прав потребителей. Эта проблема стала темой очередного заседания делового пресс-клуба областной Торгово-промышленной палаты.

Чтобы обсудить наболевший вопрос, в конференц-зале ТПП собрались представители власти, бизнеса, общественных организаций и контролирующих органов.
Напомним, до вступления в силу 294 ФЗ предприниматели жаловались на зачастую внеплановые и необоснованные проверки органов государственного контроля. Подчас доходило до смешного: на небольшую фабрику производства пельменей в одном из районов Саратовской области каждый день приходил представитель органов внутренних дел и забирал пачку пельменей «на экспертизу». С мая этого года ситуация стала выравниваться – все внеплановые проверки госорганы сначала согласовывают с прокуратурой.
– С первого мая по сегодняшний день в прокуратуру поступило 500 заявлений на согласование внеплановых проверок, – познакомил присутствующих со статистикой начальник отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства прокуратуры Саратовской области Андрей Низовцев. – Из них только 45 процентов (255 заявлений) были одобрены, остальные получили отказ. Основной причиной отказа явилось отсутствие оснований для проведения проверок. В ряде случаев отсутствовали необходимые документы.
Между тем общественные организации, согласно статье 45 закона «О защите прав потребителей», имеют право проводить собственные проверки деятельности предпринимателей. И нередко злоупотребляют своими полномочиями. Действия некоторых организаций, позиционирующих себя защитниками прав потребителей, превращаются в откровенные поборы, которые в ряде случаев носят массовый характер.
На заседании была рассмотрена деятельность Саратовской региональной общественной организации «Комитет по общественному контролю в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Управление минюста по Саратовской области направило в суд иск о прекращении деятельности организации в качестве юридического лица. Основанием проведения проверки в отношении «Комитета…» стала информация о противозаконной деятельности организации, опубликованная на сайтах региональных информагентств. Результат проверки – выявление многочисленных нарушений законодательства со стороны данной организации.
– Суд первой инстанции признал правоту управления, – заметила заместитель начальника управления министерства Татьяна Журик. – Скорее всего в ближайшее время организация прекратит свое существование.
На заседании, кстати, присутствовали как пострадавшие от действий «Комитета…», так и его председатель Игорь Феоктистов. Диалог между ними получился напряженным, однако картина сложилась следующая.
Представители «Комитета» наведывались в магазины отдаленных сел области, проводили проверку и при наличии нарушений требовали денежное возмещение в пределах от 500 руб. до 5-6 тыс. руб.
– Приезжали четыре крепких парня и запугивали продавца, – рассказала начальник отдела развития предпринимательства, потребительского рынка и торговли администрации Татищевского муниципального района Наталья Еремеева. – Тех, кто отказывался платить, вызывали повестками.
– Что такое для постсоветского человека слово «повестка»? – подхватил тему известный саратовский правозащитник Григорий Ахтырко. – Тем более на которой написано «Управление Министерства юстиции по Саратовской области»? Нельзя ослушаться. А присмотритесь повнимательнее к копиям документов – здесь ни печатей, ни подписей нет. Такая работа правозащитных организаций беспокоит: она нацелена на быструю прибыль и собственную выгоду, а не на правовое воспитание населения. Между тем задача подобных организаций в том, чтобы участвовать в разработке требований к товарам и услугам, проводить независимую экспертизу качества, вносить в федеральные органы исполнительной власти предложения о принятии мер по повышению качества товаров и услуг. Ваша организация этим занималась, Игорь Александрович?
К сожалению, ничего внятного на этот вопрос Феоктистов ответить не смог.
– Мы ни в коем случае не защищаем тех предпринимателей, кто ведет бизнес незаконно, – подчеркнул в ходе дискуссии директор правового департамента палаты Сергей Леонов. – Если в магазинах продается контрафакт, если обувь разваливается на второй день после покупки, мы можем и должны провести проверку, экспертизу качества. И в случае вины предпринимателя следует составить акт и направить его в уполномоченный орган – Роспотребнадзор.
По статистике этой организации из всего огромного потока подобных актов к рассмотрению принимаются всего 5-6%. Происходит это из-за неграмотности самих правозащитников.
– По грамотно составленным актам меры принимаются всегда, но мы не можем начать проверку по факту «В магазине таком-то обнаружен йогурт с истекшим сроком годности», – говорит начальник отдела юридического обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Татьяна Зайцева. – Проверки, зачастую проводят случайные люди, не знакомые ни с законодательством, ни с правилами оформления документов.
Обсуждение правомерности проверок вскрыло еще одну, более глобальную проблему – правовой грамотности самих правозащитников.
– На конец прошлого года в области было зарегистрировано свыше шестидесяти некоммерческих организаций, специализирующихся на защите граждан. Правильно работающих из них – единицы, – обратила внимание на проблему председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей Надежда Сатарова. – Зачастую у руководителя, преследующего благие цели, работают малограмотные сотрудники, действия которых отражаются на репутации как организациии, так и всех НКО.
В чем видится участникам заседания решение проблемы? Во-первых, можно законодательно оградить честных предпринимателей от мошенников, скрывающихся под маской правозащитников. Прокуратура Саратовской области и региональная ТПП вышли с инициативой о внесении изменений в ст. 45 закона «О защите прав потребителей», которые регламентировали бы действия общественников и поставили их в законные рамки. Инициатива уже одобрена Генеральной прокуратурой и направлена на рассмотрение в правительство РФ.
Второй путь – саморегулирование в сфере общественных правозащитных организаций. Это предложение Сергея Леонова общественники восприняли с энтузиазмом.
– Мы всегда готовы предоставить вам свою площадку для работы, – почеркнул координатор делового пресс-клуба, вице-президент ТПП области Алексей Антонов. – Поскольку цель любых проверок состоит не в том, чтобы кого-то наказать. Мы все стремимся к созданию цивилизованных рыночных условий, при которых потребители смогли бы получать качественные товары и услуги, а бизнес – нормально работать.

Памятка предпринимателям:
Общественные организации, согласно законодательству РФ, не имеют права использовать в своих документах государственную символику и наименование органа исполнительной власти. Любая эмблема должна быть зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.
Анна МУХИНА, Игорь ЧИЖОВ (фото)
2009-10-26


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007