Поиск:


Госзаказ на специалиста
Не секрет, что большинство выпускников покидает вуз слабо представляя, что их ждет впереди и как, собственно, они должны работать. А потому «ДГ» решила поинтересоваться у гостей рубрики, какие меры, на их взгляд, следует предпринять, чтобы повысить качество подготовки специалистов для реального сектора экономики?

Владимир ВИДРО,
директор школы бизнеса «Диполь»:

– Если говорить о дополнительном образовании в сфере управления, то я считаю, что, прежде всего, необходимо обучить грамотному руководству большое число глав предприятий. В этом случае они будут точнее представлять, какую пользу может принести дополнительное образование. Основная проблема в том, что руководители сами часто плохо понимают, чему нужно обучать свой персонал.
В нашем городе низкий уровень управленческой культуры из-за неразвитости рынка. И это замкнутый круг: рынок не развит из-за того, что низок уровень подготовки управленцев. Важно предоставить разные формы обучения в области топ-менеджмента реального сектора экономики. Нужно не только подготавливать специалистов, но и перестраивать внутреннюю систему организаций. Без этого другие меры не дадут эффекта.

Галина ЛОБАЧЕВА,
проректор по учебной работе СГТУ:

– Качество образования в настоящее время является фундаментальной категорией государственной политики. Способствовать повышению качества подготовки специалистов может, прежде всего, реальное участие заказчиков (представителей реального сектора экономики) в проектировании образовательной программы и контроле уровня подготовки выпускников, а также разработка четких критериев оценивания компонентов, определяющих качество подготовки специалистов, кадровый и научный потенциал вуза, уровень подготовки абитуриентов, материальная база, методическое обеспечение. Те образовательные учреждения, которые не соответствуют установленным критериям, при условии, что оценка будет максимально объективной, не должны получать лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Леонид ПИСНОЙ,
генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой»:

– К сожалению, вынужден отметить, что большинство студентов в процессе обучения и прохождения практики теряют интерес к выбранной профессии. Во-первых, у них отсутствуют изначальная мотивация, любовь к будущей работе. Во-вторых, многим выпускникам, с кем приходилось общаться, недостает основополагающих знаний экономики реального сектора. Приходят или чистые экономисты, не знающие технологий, или чистые технологи, не умеющие экономить. А в работе обязательно должно быть совмещение этих двух составляющих.
Подчеркну и следующий негативный момент – практически полное незнание будущими работниками основ законодательства, даже в части своей специальности. Это страшно, когда инженеры-строители не знакомы с Градостроительным кодексом, а экономисты не разбираются в Налоговом, Бюджетном кодексах. Получается, что высшая школа, невзирая на все разговоры о ее приближении к реальному сектору экономики, с каждым днем все больше от него отдаляется. Поэтому только связь между предприятиями, которые, готовя для себя специалистов, будут брать на практику студентов с 4 курса, позволит нашими вузами решить эти вопросы.

Федор ШИМЧУК,
председатель совета директоров ОАО «НЕФТЕМАШ-САПКОН»:

– Конкурентоспособный персонал – это будущее нашей страны. Поэтому проблемами подготовки специалистов необходимо заниматься серьезно всем вместе: предприятиям и государству. На мой взгляд, основная из этих проблем – это прежде всего потеря престижа рабочих профессий. Я считаю, что необходимо возродить систему начального профессионального образования. Другой недостаток – это низкое качество подготовки специалистов в колледжах и вузах. Должна быть обеспечена доступность студентов к производственной базе, необходимо проводить практические занятия в течение всего обучения, защищать дипломы по тематике предприятий, проводить научно-практические семинары с целью совершенствования методов обучения. На нашем предприятии такая практика существует.
На государственном уровне должны быть разработаны системы стимулирования предприятий, принимающих молодых специалистов на практику и работу, а также системы совершенствования законодательных актов, обеспечивающих отработку молодым специалистом определенного срока на предприятии с целью компенсации средств, затраченных на его подготовку.

Светлана НЕЧАЕВА,
министр занятости, труда и миграции Саратовской области:

– Для этого нужен ряд мер. Во-первых, необходима профориентация школьников – представители предприятий должны рассказывать о востребованных профессиях, формировать у школьников интерес к ним. Во-вторых, при подготовке специалистов важен тесный контакт между предприятиями и образовательными учреждениями. Еще лучше, если между ними заключены долгосрочные договоры по подготовке кадров. Работодатели должны влиять на учебный процесс, заявляя свои конкретные потребности, требования к знаниям, умениям, навыкам, предоставляя студентам возможность систематически проходить стажировки и производственные практики, работать на самом современном оборудовании, рациональнее использовать возможности наставничества.
Также, на мой взгляд, необходимо эффективнее использовать финансовые возможности предприятий для разработки учебных программ, целевой подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и в учебных комбинатах при предприятиях.

Виктор АКСТ,
коммерческий директор ООО «Софт-Сервис»:

– Повышению качества подготовки специалистов для реального сектора экономики будет способствовать перераспределение бюджетных мест в учебных заведениях в пользу перспективных потребностей рынка труда.
Углубленную подготовку по профильным предметам полезно начинать еще в средних учебных заведениях. Необходимо также привлекать к преподаванию ряда дисциплин в вузах работающих профессионалов из реального сектора экономики, вводить в учебные планы такие специальности, которые будут реально востребованы в этом направлении с обязательной дальнейшей практикой на производстве. Улучшить ситуацию, на мой взгляд, поможет введение госзаказа на подготовку специалистов и заключение предварительных договоров между ними и потенциальными работодателями.

Юрий ФЕДОРОВ,
генеральный директор ООО «Эванти»:

– Главная задача любого вуза – это подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии с требованиями современного рынка. Достичь этого возможно только путем тесного сотрудничества между высшими учебными заведениями и предприятиями региона. Это не только позволит составлять актуальные программы обучения, вводить новые специальности и специализации, но и даст возможность студентам получать так необходимые им практические знания.
Вторым немаловажным аспектом является повышение квалификации уже работающих сотрудников. Чтобы специалист мог постоянно развиваться, его знания и умения соответствовали изменяющимся рыночным условиям, ему необходим непрерывно-периодический контакт с системой дополнительного профессионально образования. Семинары и тренинги, практикумы и курсы – это достойное капиталовложение в один из основных ресурсов предприятия – кадры, от которого напрямую зависит прибыльность компании.
2009-10-12


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007