Поиск:


Труднодоступная земля
«Деловая губерния» уже сообщала о получении Саратовской ТПП свидетельства Минюста РФ на право проведения антикоррупционной экспертизы различных нормативно-правовых актов. Первым был исследован регламент оказания государственной услуги по предоставлению участков из земель, находящихся на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей, не связанных со строительством.

– Как известно, законодательство у нас в стране регулируется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, – объясняет директор правового департамента областной ТПП Сергей Леонов. – При этом все принимаемые на региональном уровне правовые акты должны соответствовать федеральному законодательству, а муниципальные – двум верхним уровням. На практике же зачастую никто не думает, как весь этот вал законов и постановлений будет увязываться между собой. Поэтому разработанная специалистами ТПП методика мониторинга эффективности регионального законодательства – первая попытка изучить правоотношения в целом. Земельные вопросы – крайне сложные и запутанные, регулирующиеся всеми уровнями власти. С большим скрипом в области был разработан регламент предоставления государственной услуги по выделению земельных участков – сейчас он вывешен на сайте областного комитета по управлению имуществом. Однако даже беглый взгляд на регламент позволяет сразу увидеть несколько его недостатков. Основной – универсальность услуги, что, в общем-то, недопустимо. Цели предоставления земель разные: одному заявителю она требуется под мелкорозничную торговлю, другому – под автостоянку. Соответственно, у каждой процедуры должен быть свой путь с разным количеством согласований. Более же глубокое изучение местного законодательства выявило не только несоответствия в нормативно-правовых актах, но и большие пробелы, ведущие к пресловутой коррупционности. Кстати, согласно проводившимся фондом «РОСС – ХХI век» социологическим опросам услуга по предоставлению в аренду муниципальных земель признана самой неэффективной. Ее отрицательный рейтинг равен 48 баллам.

В настоящий момент механизм выделения земельных участков в аренду регулируется 24 нормативно-правовыми актами – как федеральными, так и областными и муниципальными. Уполномоченным органом, предоставляющим подобную государственную услугу, является Комитет по управлению имуществом Саратовской области. Законодательством также предусмотрено участие в процедуре органа местного самоуправления (администрации г. Саратова), его структурных подразделений (комитета по земельным ресурсам, комитета по архитектуре), который утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка. Кроме того, заявитель обращается в землеустроительные организации для составления топографо-геодезической документации, в ФГУ «Земельная кадастровая палата» для постановки земельного участка на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта. После заключения договора аренды с КУИ договор подлежит регистрации в Управлении ФРС по Саратовской области.

Первый пробел регионального законодательства – отсутствие единого нормативного акта. До 14 ноября 2008 года в области действовали Правила предоставления гражданам и юридическим лицам прав на земельные участки, расположенные на территории города Саратова, государственная собственность на которые не разграничена. В настоящий момент они отменены, новый нормативный акт не принят.
Дальше – больше. Практически каждый из этапов процедуры выделения участка страдает такими негативными факторами, как широта административного усмотрения, бюрократизация административных процедур, коллизия в праве, пробельность или, напротив, избыточное государственное регулирование, информационная закрытость системы органов государственной власти для граждан и организаций. Всем критериям качества отвечает лишь постановка земельного участка на кадастровый учет, четко прописанная федеральным законодательством. Из местных же актов полностью регламентирована только процедура визирования решения о предоставлении земельного участка областным комитетом по управлению имуществом.

– Экспертиза подобных правоотношений – дело трудоемкое, – говорит Сергей Леонов. – Анализом земельного законодательства правовой департамент ТПП занимался около двух месяцев. Хочется, конечно, чтобы выводы оказались востребованными. Основная же цель нашей работы – убедить областные и муниципальные власти, что ни один правовой акт не может быть эффективным, если он не увязан с другими подзаконными актами. Нужна комплексная работа, включающая в себя экспертизу как действующих, так и разрабатываемых законов и постановлений. Ведь любой регламент – это не застывший монолит, а живой механизм, чутко реагирующий на обратную связь. Некоторые муниципалитеты это хорошо понимают – например, мы сейчас занимаемся экспертизой регламентов государственных услуг в Вольске: выдачи разрешений на право организации ярмарки, выдачи справки об отсутствии задолженности по арендной плате и т. д. Думаю, что нормальные и хорошо прописанные регламенты будут только способствовать деловой активности вольских предпринимателей. К сожалению, сейчас в деле антикоррупционной экспертизы различных актов налицо пресловутая «пробельность» - хотя на федеральном уровне такое постановление принято, но ни областные, ни муниципальные власти предпринимать подобные шаги пока не спешат.

Проведенная экспертиза местного земельного законодательства показала, что при выделении участков нарушаются следующие принципы:

1) законности;
2) свободы предпринимательской деятельности;
3) соразмерности государственного регулирования предпринимательской деятельности;
4) ориентации на субъекты предпринимательской деятельности;
5) простоты и понятности нормативно-правовых актов;
6) «одного окна»;
7) доступности государственной услуги;
8) информированности субъектов потребления государственных (муниципальных) услуг.

Павел ГВОЗДЕВ, начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства по противодействию коррупции облпрокуратуры:

– Разработанная саратовской ТПП методика – дело новое, но, безусловно, хорошее и полезное. Согласно федеральным и областным законам о противодействии коррупции прокуратура наделена правом проверки любых готовящихся к принятию нормативно-правовых актов. Работа ведется большая, так, с подачи областной и районных прокуратур внесены изменения примерно в девяносто местных актов. Привлечение к экспертизе независимых организаций, обладающих к тому же высокой компетенцией, будет только способствовать совершенствованию регионального и муниципального законодательства.



Марина ШИРОКОВА
2009-09-03


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007