Евгений Зубаков, заместитель председателя
правления Коммерческого банка ОТКРЫТИЕ:
– Думаю, что в школе было бы целесообразно преподавать основы экономики. Данный курс мог бы включать в себя ключевые моменты из разных сфер экономической науки, таких как история экономики, роль налогов в государстве, бюджетирование, экономика предприятия, основы банковского дела.
Включать эти предметы в школьную программу можно было бы примерно с 5-го класса, когда дети начинают активно интересоваться деньгами и использовать их в повседневной жизни.
Также вижу необходимым, в связи с тем что в России нет развитой многовековой предпринимательской культуры, небольшое количество часов в школьной программе уделять основам предпринимательства – чтобы сформировалась база для развития цивилизованного бизнеса.
Александр Никонов, министр промышленности
и энергетики Саратовской области:
– Экономическая теория как предмет представлена в школьной программе. Я думаю, что министерства и ведомства, отвечающие за образовательный процесс, при формировании программы по экономике для школы учли необходимый объем знаний, который должен получить каждый гражданин России. Ввиду широты экономической действительности какие-то узкоспециальные дисциплины целесообразно изучать уже в экономическом вузе.
Экономика в школьной программе должна давать учащемуся общие представления об этом масштабном процессе, формировать экономически грамотную личность. В то же время она должна быть интересна. Сама экономика как наука, возможно, немного «суховата», поэтому в предмет можно было бы ввести некий «игровой» момент. Полезно было бы проведение экскурсий по предприятиям. Привнести наглядность в предмет могли бы основы домашней, хозяйственной экономики. Вообще изучение экономических процессов в школе необходимо рассматривать с позиции доступности и практического наполнения.
Михаил Попов, первый проректор,
проректор по учебной работе СГСЭУ:
– В школе нельзя преподавать какой-то один из разделов экономики, каждый из них - очень серьезное и обширное направление в науке. А вот основы экономических знаний – это как раз то, чему необходимо учить современных школьников.
Елена Клепнёва, директор средней школы №75
г. Саратова:
– Я могу привести в пример удачный, как мне кажется, опыт изучения основ экономической науки в нашей школе. Вот уже на протяжении ряда лет наши старшеклассники одним из любимых своих предметов называют курс «Экономика. Основы потребительских знаний». Его ведет замечательный педагог Елена Александровна Кондратьева. По специальности она историк, а вот второе высшее образование у нее как раз экономическое. Такие специалисты – большая редкость для школы. И подход у нее к преподаванию этой, скажем так, не самой легкой и веселой науки очень творческий.
Прежде всего курс имеет практическую направленность. На конкретных примерах разбираются ежедневные проблемы среднестатистической семьи, связанные с денежными расчетами: как удобнее производить коммунальные платежи, где взять кредит при покупке товара – в магазине или в банке, как выбрать оператора сотовой связи или подключиться к наиболее выгодному тарифу, разобраться в многочисленных рекламных предложениях и сделать правильный выбор. Словом, на этих уроках наполняется конкретным содержанием понятие «экономическая целесообразность».
Считаю, что основы экономической науки обязательно должны преподаваться в школе. Мировоззрение человека не может полноценно формироваться без таких важных компонентов, как, например, правовая культура, экономическая грамотность. Хорошо, что сейчас в школьном курсе «Обществознание», который будет изучаться с 6-го класса, есть раздел «Основы экономики и права». Кроме этого, каждая школа может выбрать для себя наиболее удобную форму преподавания предметов экономической направленности.
Ринат Керимов, директор представительства ЗАО ИФК «Солид» в Саратове, председатель гильдии участников фондового рынка при ТПП Саратовской области:
– Я считаю, что фундаментом экономических знаний является экономическая теория. Именно этот предмет было бы полезно изучать в школе. Из этого вытекает и финансовый, и стратегический менеджмент, и бухгалтерия, и история экономики, и даже ее философия. Число дисциплин, начальные азы которых дает экономическая теория, очень велико.
Известно, чтобы научиться читать, надо выучить буквы. Такой своеобразной азбукой и может стать экономическая теория, которая позволит в будущем приступить к более глубокому изучению специализированных курсов экономики.
Матвей Фляжников, ученик 11 класса лицея №4
г. Саратова:
– Я учусь в химико-биологическом классе, и такого предмета как экономика у нас нет. Да и если честно, то сейчас экономист – невостребованная профессия, и я не вижу особой нужды начинать еще в школе изучать эту науку. Если мне понадобится какая-то информация экономического характера, я без труда найду ее в Интернете. Хотя общее представление о законах развития экономики, азы экономических знаний получить в школе не помешало бы, но только уже в старших классах. Младшим освоить это будет трудновато.