Поиск:


Наука делать деньги
Если ты умный, то почему такой бедный? Извечный вопрос российской интеллигенции приобрел в постсоветскую эпоху особый смысл: вчерашние дипломированные инженеры пачками бросались в предпринимательство и с треском прогорали. Оказалось, что одного ума здесь недостаточно. Бизнес-школы, на первый взгляд, выглядят панацеей – их задача в том и состоит, чтобы научить делать деньги. Хотя, по мнению экспертов, здесь многое зависит от самих учеников – залогом успеха служит не только качество преподавания, но и сильная мотивация студентов.

На областном рынке образовательных услуг представлено достаточно много бизнес-школ. Программы большинства из них перекликаются друг с другом (см. таблицу), но есть и существенные отличия. Все школы можно разделить на две условные группы: образованные предпринимателями, имеющими опыт практических занятий бизнесом, и состоящие при ком-то – например вузах. «К первой группе, безусловно, относится школа бизнеса «Диполь», – считает доцент СГСЭУ и бизнесмен с большим стажем Дмитрий Удалов. – Кроме качества и стоимости обучения ее отличает и еще одна черта – невозможность договориться с преподавателями. Неважно, сколько денег ты заплатил и какой пост занимаешь, – спрашивают с тебя по полной программе. Я лично знаю людей с государственными должностями, которые пересдавали экзамены по два-три раза. У «Диполя» есть круг модераторов и экспертов, уже достигших чего-то в бизнесе и знающих о нем не понаслышке. Кроме того, преподаватели в течение какого-то времени продолжают курировать своих выпускников и отвечать на возникающие у них вопросы».
Относятся к первой группе и такие известные в Саратове центры, как «Эксперт», «Трайтек», «Уни­класс». Схема учебной работы там выстроена несколько по-другому: часто на семинары приглашаются преподаватели и эксперты российского уровня. Имена и темы семинаров говорят сами за себя, организаторам остается собрать аудиторию и просчитать себе­стоимость мероприятия. По мнению Дмитрия Удалова, такой подход – палка о двух концах. С одной стороны, послушать московское светило, безусловно, интересно, с другой – вряд ли у привозных преподавателей возникнет чувство ответственности за саратовских студентов.

Методика преподавания бизнес-дисциплин в школах при вузах не сильно отличается от академической. Бизнесменов-практиков в них немного, лекции что обычным студентам, что слушателям бизнес-школ читают одни и те же преподаватели. Плюсы обучения – развитое командообразование.
В свою очередь, легко делятся на группы и сами слушатели:

–студенты-очники неэкономических специальностей, которые хотят получить дополнительное бизнес-образование и обладают родителями с деньгами;
– топ-менеджеры компаний, имеющие непрофильное образование или нуждающиеся в сертификате для подтверждения какой-нибудь редкой специализации;
–предприниматели, уже достигшие чего-то сами и обнаружившие нехватку знаний в тех или иных областях – взаимоотношений с правоохранительными органами, управления персоналом и т. д.

По прикидкам Дмитрия Удалова, численность этих групп приблизительно равна, хотя менеджеров компаний среди студентов сейчас поубавилось – из-за кризиса предприятия уже не столь охотно платят за обучение своих специалистов. «На личном опыте могу сказать, что интереснее всего работать с третьей группой – бизнесмены, платящие за себя сами, обычно сильно мотивированы и четко знают, что хотят получить от учебы. Они неравнодушные – спрашивают, интересуются, причем нередко такими вещами, за которыми самому приходится лезть в книги. Начинающим предпринимателям я бы посоветовал послушать как минимум два предмета – бухучет и юридические аспекты ведения бизнеса. Это классика – правильно посчитать деньги и уметь защитить свои интересы».

Саратовские бизнес-школы предлагают разные формы обучения: очные, заочные, дистанционные. Разнится и длительность курсов – от 72 часов до двух лет. Стоимость обучения тоже сильно варьируется в зависимости от выбранного курса: она может быть и пять тысяч и 64 тысячи рублей, хотя цены на одинаковые по продолжительности и специализации предметы у разных школ примерно равны. Необходимо помнить, что в период кризиса школы легко идут навстречу студентам – и если не снижают стоимость обучения, то как минимум предоставляют рассрочку.

«Не могу сказать, что курсы так уж помогли мне заработать деньги, но, безусловно, я до учебы и после – абсолютно разные люди, - говорит выпускник одной из саратовских бизнес-школ Илья Лыков. – Осмысленность действий существенно повысилась. Хотя знать что-то и уметь применять – совсем не одно и то же. На мой взгляд, бизнес-образование помогает избегать ошибок, но еще не гарантирует успех».



ИнтерСтандарт
Саратов, Б. Казачья, 113, корп. Б, оф.9;
Тел.:(8452) 51-47-74, 37-10-95;
Email: interstd@mail.ru;
Сайт: www.interstd.ru

Учебный центр СГСЭУ
Саратов, ул. Радищева, 89;
Тел.: (8452) 260-498, 332-573,
333-109, 332-740;
Email: idpo@ssea.runnet.ru;
Сайт: www.seun.ru
Марина ЛАЙКАСК, Татьяна ОРЛОВА
2009-09-10


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007