Не секрет, что кризис привел к резкому сокращению рекламных бюджетов большинства компаний. Сократились расходы и на участие в выставках, как одном из самых дорогих и трудоемких секторов маркетинга.
Выставочный бизнес как лакмусовая бумажка отражает процессы, происходящие в экономике. Поскольку расходы включают в себя прямые затраты на аренду площади, оборудование, перевозки, транспорт, командировки, гостиницы и оплату работы стендистов, участие в конференциях и выставках резко сокращено. Однако, по мнению специалистов, это палка о двух концах. Попытка сэкономить сегодня может скомпрометировать бизнес завтра. Ведь участие в выставках – это важный показатель устойчивости компании.
«Компании сегодня прекрасно отдают себе отчет в том, что выставка – это возможность обратной связи с рынком, общения с конкурентами и потенциальными потребителями, что существенно снижает риски и издержки бизнес-процессов», - считает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Страшко. По оценкам палаты, качество выставочных процессов в стране повышается, улучшается материально-техническая база. Динамично развиваются и регионы – например, Красноярск, Белгород, Волгоград, Краснодарский край. К сожалению, Саратова в этом списке нет, и по вполне объективным причинам.
Хотя выставочный рынок в нашей области обладает огромным потенциалом, его развитие сдерживает ряд негативных факторов. Прежде всего это отсутствие в регионе хороших выставочных площадей, грамотной координации и четкой системы планирования мероприятий.
В настоящий момент в Саратове действуют два выставочных оператора: имеющее тринадцатилетний опыт работы ЗАО Выставочный центр «Софит-Экспо» и ООО «Губернский выставочный центр», созданный по решению правления торгово-промышленной палаты в 2004 году.
Единственной площадкой для проведения крупных межрегиональных выставок в Саратове является спорткомплекс Манеж. Место, прямо скажем, для этого совсем не приспособленное. Эстетика спортзала накладывает свой отпечаток, а баскетбольные кольца нелепо торчат прямо над стендами участников.
По мнению генерального директора Выставочного центра «Софит-Экспо» Ирины Курышевой, отсутствие в Саратове специализированного выставочного комплекса не лучшим образом сказывается на имидже региона. «Ведь в таком комплексе можно было бы проводить не только выставки, но и крупные деловые мероприятия – форумы, конгрессы, – говорит она. – А сегодня любая деловое мероприятие наиболее эффективно действует в сочетании с выставкой, на которой демонстрируются новые технологии и продукты той или иной отрасли. Создание такого Центра деловой активности имело бы прямую выгоду для области – это повышение и инвестиционной, и политической привлекательности Саратова. В других регионах поняли это уже давно: современные выставочные комплексы, построенные там, постоянно расширяют свои площади. Появились новые павильоны в экспоцентрах Ростова-на-Дону, Краснодара, Чебоксар, Екатеринбурга. В самое ближайшее время планируют расширяться выставки в Уфе, Калининграде и Ханты-Мансийске. При этом форма собственности у выставочных комплексов может быть самая разная – частная (Пермь), государственно-частная (Казань и Нижний Новгород) или совместная областная и муниципальная, как в Иркутске».
«В строительстве местного экспоцентра современного уровня заинтересованы все, – считает и директор ООО «Губернский выставочный центр» Денис Соболев. – Еще в 2004 году мы с торгово-промышленной палатой задумали строить свой выставочный центр, нашли частного инвестора.
К сожалению, несмотря на то что мы неоднократно проводили переговоры, рассматривали земельные участки под строительство и достигали определенных договоренностей, ни к каким конкретным результатам это так и не привело. Между тем выгода и польза для всей области от хорошего делового центра очевидны, затраты на его строительство при участии государства окупились бы многократно, мы делали экономическое обоснование этого проекта. У Саратова отличное географическое положение, в таком комплексе с успехом можно было бы проводить не только межрегиональные, но и международные выставки, крупные культурные, молодежные, спортивные мероприятия».
По подсчетам специалистов ТПП, строительство центра площадью 2000 кв. метров обойдется в посильную даже по кризисным временам сумму в 30-40 млн рублей. Еще дешевле вышло бы переоборудование бывших заводских помещений, правда, для успеха проекта необходимо, чтобы такой завод находился в центре города.
Создание выставочного комплекса выгодно и потенциальным участникам саратовских выставок – участие в манежных мероприятиях обходится им в среднем по 3-3,5 тысячи рублей за квадратный метр павильона. С появлением в Саратове Экспоцентра за те же деньги они могли бы получить гораздо более широкий и качественный набор услуг. «Если говорить о наших соседях, то подобный комплекс есть в Пензе – он небольшой, полторы тысячи квадратных метров, зато вполне современный, – говорит Денис Соболев. – Стоимость участия не превышает там полутора-двух тысяч рублей за квадратный метр. О республиканском выставочном центре в Саранске – «Мордовэскспоцентре» слышали, наверное, многие. Это 8-10 тысяч метров площадей, 5 павильонов плюс открытые площадки. Жизнь там кипит – на открытие мордовских выставок регулярно приезжают представители федеральных властных структур, включая премьера и президента. Естественно, статус таких мероприятий возрастает, и неудивительно, что предприятия охотно участвуют в них».
По мнению Ирины Курышевой, государство могло бы поддержать выставочный процесс и другими способами: например, компенсируя малому и среднему бизнесу часть затрат на участие в выставках и способствуя тем самым развитию компаний. Подобные компенсации предусмотрены в бюджетах многих российских регионов. «Этого у нас пока нет, зато правительство области выступает инициатором создания экспозиции и представляет его экономический потенциал на международных форумах или выставках, которые сопровождают крупные конгрессные мероприятия. Таким образом, интересы саратовских предприятий лоббируются на высшем уровне», – замечает Курышева.
В свою очередь Денис Соболев считает, что в условиях кризиса должны меняться и сами операторы. Участники выставок ждут от них повышения качества услуг, предоставления каких-то дополнительных возможностей. «Выставка – это прежде всего переговорная площадка, – подчеркивает Соболев. – Поэтому она обязательно должна сопровождаться конференциями, круглыми столами, семинарами, где участники могли бы пообщаться с гостями и друг другом, задать вопросы. Вообще в период кризиса предприятия в целях экономии стремятся больше участвовать в бизнес-миссиях, а не в традиционных выставках, и этот тренд тоже надо учитывать организаторам».
По мнению Сергей Алексеева, президента Российского союза выставок и ярмарок, выставки по-прежнему являются инструментом номер один для продвижения услуг и товаров на рынке, стимулирования спроса и предложения. Поэтому можно выбрать из календаря лишь самые крупные и многопрофильные мероприятия, на которых выше шанс найти будущих партнеров, можно сократить площадь павильона или использовать более простое оборудование, но совсем отказываться от выставок нельзя. Финансовый кризис не вечен. Компании, которые в настоящее время нацелены на перспективу и потребности клиентов и корректируют свою работу в связи с новыми задачами, справятся с кризисом. Более того, они будут сильнее и успешнее, чем те, которые не видят свет в конце туннеля.
Прямая речь
Казис МАУТОВ,
генеральный директор ООО «Заслон»:
– Участие в выставках, безусловно, полезно. Со многими клиентами нас связывают многолетние партнерские отношения. Но приобретение новых партнеров всегда приносит положительный результат. Кризис и нас не обошел стороной, есть небольшие финансовые затруднения, мы с ними справляемся. Расходы на рекламу мы, конечно, сократили, но выставочная деятельность по факту себя окупает.
В октябре предполагается проведение ряда выставок в Казах–стане, в которых ООО «Заслон» планирует принять свое участие. Специалисты палаты своевременно информируют о выставках по России и за рубежом, где мы смогли бы поучаствовать.
Также я слышал, что грядет изменение таможенного законодательства с 1 января 2010 года. Что и как будет потом с прохождением товаров через границу, не знает никто, а эта неизвестность пугает. Ведь если мы приняли решение участвовать в выставке в другой стране, то нам придется провозить оборудование через границу. Поэтому надеемся, что
и в этом вопросе нам поможет разобраться ТПП.
Александр УМНИКОВ,
директор ООО «Газрегионпоставка»:
– В связи со снижением спроса на поставляемую нами продукцию (промышленное газовое оборудование) и оказываемые услуги (проектирование, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы) мы не так активно, как раньше, участвуем в тематических выставках и конференциях.
Но польза от таких мероприятий несомненна, особенно сейчас, когда повышается требовательность покупателей к качеству и стоимости продукции и услуг. Поэтому в дальнейшем мы планируем активизировать работу с потенциальными заказчиками в этом направлении.
Одна из последних выставок, на которой мы побывали, – Российская национальная выставка в Астане (Казахстан). Сотрудники ТПП организовали представление нашей компании в рамках коллективной экспозиции Саратовской области, за что мы им искренне благодарны.
Александр НИКОНОВ, министр
промышленности и энергетики области:
– Проведение выставочных мероприятий как одна из составляющих маркетинговых коммуникаций в целом оправдана. Ведь продажи - это многогранный процесс, включающий, в том числе, и работу над имиджем. В непростых экономических условиях важно суметь сохранить своё присутствие на рынке. Кроме того, в выставочной работе всегда присутствует эмоциональный момент, который благотворно влияет на принятие решения.
По нашему мнению, нужны как массовые, так и узкоспециализированные выставки, всё зависит от того, какие цели ставят перед собой участники. Если это сугубо отраслевая выставка, то, возможно, здесь на первый план выходит именно качество аудитории. В свою очередь абсолютно оправдано проведение круглых столов, семинаров, мастер-классов с привлечением учащихся профессиональных учебных заведений.
Конечно, на сегодняшний день имеется необходимость в функционировании постоянно действующего выставочного комплекса. Это позволит расширить круг участников выставок за счёт привлечения крупных международные компаний. Несомненно, наличие выставочного комплекса характеризует степень индустриального развития региона, демонстрирует развитую инфраструктуру.
До кризиса годовой оборот рынка коммерческих выставок составлял 14 млрд рублей, а рентабельность бизнеса
превышала 30 процентов. Сопутствующий экономический эффект — увеличение оборота у предприятий, связанных
с обслуживанием участников и посетителей (гостиницы, транспортные предприятия, индустрия питания и т. д.),
достигал 100 млрд рублей в год.
Около 45% российских выставок проводится на специализированных выставочных площадках, остальные — во дворцах спорта, домах культуры, гостиницах, кинотеатрах и т. д. Цифры эти растут – ожидается, что площадь выставочных площадей к 1010 году увеличится, по сравнению с 2007 годом, на 36%.
Среднегодовая загруженность выставочных площадок составляет 60–70% для Москвы и Санкт-Петербурга, 40–50% —
для региональных выставочных центров. Лето и несколько зимних месяцев считаются для индустрии не сезоном.
Данные агентства «Информэкспо», ННИУ «Выставочный научно-исследовательский центр»