Поиск:


Азиатский котел
Налаживание новых торговых связей – дело актуальное для бизнеса во все времена, не важно, является он малым или крупным. Выход на международную арену – стратегическая задача предпринимателя в любое время, а уж тем более в кризис, когда реализовывать товар на местном рынке становится все проблематичнее. В Торгово-промышленной палате состоялся круглый стол, посвященный особенностям ведения бизнеса в странах Центральной Азии.

В качестве гостя и бесспорного эксперта в вопросах торговых отношений с нашими южными соседями выступил региональный представитель Торгово-промышленной палаты РФ в Центральной Азии Константин Артюшин. Речь шла о Казахстане, Кыргызской Республике, Таджикистане и Узбекистане. Во все указанные страны, по его наблюдениям и оценкам, кризис пришел еще в начале 2007 года. Это во многом повлияло и на положение дел в экономике. В списке государств, о которых шла речь, наиболее знакомым для саратовского предпринимателя, несомненно, является Казахстан.

Президент ТПП области Максим Фатеев отметил, что Казахстан – наш ближайший и давний партнер, саратовская палата постоянно организует туда торгово-экономические миссии. Однако планируются также аналогичные поездки и в другие государства Центральной Азии, поэтому для многих деловых людей из нашего региона информация о южном рынке оказалась весьма полезной.

Несмотря на то, что саратовскому бизнесу ситуация в Казахстане более или менее знакома, Константин Викторович все-таки остановился подробнее на особенностях развития экономической ситуации в этой стране. Он напомнил о высоком вмешательстве государства в экономику республики. Более того, по его словам, там выстраивается плановое хозяйство по принципу Китая или Советского Союза. Об этом говорит хотя бы то, что банковская система страны де-факто национализирована. Давно пересмотрена доля участия государства в крупнейших отраслях промышленности – в горнодобывающей, нефтегазовой отраслях работают фирмы, имеющие формат «ЗАО Национальная Компания».

Конечно, там все еще есть частная собственность, и говорить о том, что поддерживать рыночные торговые отношения не с кем, было бы преждевременно. В то же время государство ведет жесткую протекционистскую политику, в том числе и с Россией, несмотря на партнерские отношения. Есть даже официальное правило «+20», которое заключается в том, что товар, являющийся казахстанским (достаточно того, что он собран или упакован на территории данного государства), при выборе тендеров будет в приоритете, если он даже дороже импортного на 20%. Подобными протекционистскими мерами страна пытается защитить себя от кризиса. В связи с этим очень актуален вопрос о вынесении российских производств на территорию Казахстана. Артюшин заметил: при правильной проработке тактики такой ход может быть крайне полезен и выгоден. Подобные примеры уже есть в Саратовский, Омской, Челябинской, Пензенской и других областях России.

Еще один немаловажный аспект. Тем, кто все-таки решился вести свой бизнес в данном государстве, придется выдерживать жесткую конкуренцию с КНР.
– Китайцы совершенно бесцеремонно лезут в Казахстан. Причем условия, на которых они предлагают вести бизнес, нельзя назвать иначе, кроме как грабительскими, – обратил внимание Артюшин. – На уровне правительства заключаются абсолютно невыгодные соглашения.

В качестве примера был приведен нефтепровод Западный Казахстан – Западный Китай. На его строительство Поднебесная инвестировала 10 млрд долларов. При этом казахстанская республика потеряла ряд нефтеперерабатывающих заводов.

Несколько сложнее ситуация обстоит в Узбекистане. Там практически невозможно конвертировать валюту, и все платежи проходят в местных денежных знаках. Соответственно, плохо обстоит дело с платежами по контрактам – никакие сроки не выдерживаются. Причина в том, что узбеки очень «не любят», когда деньги вывозятся из страны. Как образец: от подобной политики пострадал один крупный оператор сотовой связи, работающий в этой республике и заработавший на ее территории более 19 млн долларов. Потратить эти деньги возможно исключительно в пределах границ государства: купить предприятия, сельхозтовары (которые опять же нельзя беспрепятственно вывезти).

– Очень советую перед тем, как отважитесь на поставки товара в Узбекистан, подумать о том, как вы будете получать деньги. Если вы намерены освоить их на месте – никаких вопросов, – сказал предпринимателям Артюшин. – В противном случае обращайтесь за всеми консультациями в торговое представительство России. Корпоративную солидарность никто не отменял, поэтому вам обязательно помогут.

Рассказывая о положении в Кыргызстане и Таджикистане, региональный представитель ТПП РФ в Центральной Азии отметил: в данных странах нет банковской системы и практически нет национальной экономики, за исключением золотодобывающей и энергетической отраслей в Киргизии. Причем последняя работает за счет России и США, а хозяйство в целом существует на средства кредитов, данных нашей страной.

Поэтому тогда как в первой стране, по мнению Артюшина, есть перспективы развития бизнеса при установлении (хоть и маловероятном) политической стабильности, то экономика второй остановилась на уровне XV–XVI веков.

Тем не менее представительство ТПП России в Центральной Азии гарантировало оказание саратовским бизнесменам всемерной поддержки в странах региона, так как только сообща можно преодолеть любые сложности.
Сергей ПЕТУНИН
2009-08-21


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007