Поиск:


Главный рынок страны закрыт
Наверное, одной из самых обсуждаемых новостей последних недель стало закрытие самого известного рынка в России – Черкизовского. Причем этот факт вызвал горячие споры как на уровне федерации, так и среди обычных торговцев по всей стране. «Новые времена» попытались выяснить, где будут закупать товар саратовские предприниматели и не станет ли это примером для повального закрытия вещевых рынков по всей стране.


Как вы относитесь к закрытию
Черкизовского рынка в Москве?


Сергей ЖУКОВ, генеральный директор ЗАО «Оптовый рынок «Саратов-97», председатель гильдии торговых организаций при Торгово-промышленной палате Саратовской области:

– Черкизовский рынок давно работал с нарушениями. Именно по этой причине его следовало закрыть. Не совсем понятно, почему этот шаг был предпринят только после того, как на проблему указал премьер-министр РФ.

Такие резкие действия чуть было не вылились в дипломатический конфликт с Китаем. Теперь московские власти, стремясь погасить излишний ажиотаж, предлагают торговцам из КНР места на других, более цивилизованных рынках. Не могу сказать, где именно, – не знаю. Но думаю, что саратовским «челнокам» бояться нечего: у них еще остаются «Лужники».

Чем был продиктован шаг по закрытию Черкизовского рынка? Возможно, хотели спасти отечественную легкую промышленность. Правда, спасать там уже практически нечего. И в советские времена легкая промышленность в нашей стране не отличалась особым качеством и объемами. Сегодня у большинства предприятий по пошиву одежды или обуви все производство расположено на территории Китая.
Что касается саратовских рынков, не думаю, что их постигнет участь Черкизовского. Во-первых, потому, что условия торговли здесь более цивилизованные (вспомнить хотя бы Губернский рынок, или «Форпост», что расположен в здании НИТИ-Тесар), а во-вторых, в Саратове идет вторичная торговля. То есть тут работают в основном перекупщики.

Павел ЕРОКИН, дизайнер, руководитель
предприятия по производству одежды
торговой марки «Doctor E»:

– Однозначно как к факту положительному. Я считаю, что должна быть здоровая конкуренция между производителями. Трудно конкурировать тем, кто законно производит, везет и продает свой товар, с теми, кто делает это нелегально. Закрытие Черкизовского рынка – хоть какой-то стимул для развития отечественной легкой промышленности, которой, по сути, у нас сейчас нет.

Вспомним СССР, внутриотраслевую кооперацию. Была отлажена система поставок, сейчас это назвали бы красивым словом «кластер». В Китае есть целые города, «заточенные» под один вид производства. Например, весь город шьет джинсы. Работают швейные цеха, тут же производят ткань и фурнитуру, все под рукой – и склады готовой продукции, и магазины. Вот за счет чего и цена ниже, и выбор богаче. А у нас… Тканей качественных нет, фурнитуры нет, хороших швейных машин тоже нет, все приходится везти из-за рубежа, а это дополнительные траты и, соответственно, более высокая конечная цена изделия. Государственные швейные фабрики почти все разорились, законы рынка суровы, не все их выдерживают. А частные предприятия крутятся сами как хотят.

Мне только до сих пор непонятно: почему государство защищает, например, наших автопроизводителей с помощью акцизов, пошлин, а до легкой промышленности как будто и дела никому нет? Хочется надеяться, что закрытие Черкизовского рынка даст толчок к решению проблем этой отрасли и в целом к развитию цивилизованного рынка в нашей стране.

Люй БО, студентка СГСЭУ:

– Первое, что я подумала, когда узнала о закрытии Черкизовского рынка: а где же будут теперь простые люди, не только москвичи, но и жители многих российских регионов, которые приезжали в Москву специально на этот огромный рынок, покупать недорогие товары? Население-то не очень волновало, легально или нелегально идет торговля, контрафакт они покупают или сертифицированное изделие. Не все же могут себе позволить ходить в «Спортмастер» или в другие дорогие магазины. В общем, интересы простых людей учтены не были.

Далее. Хорошо, рынок закрыли. Там не было порядка, нелегальные мигранты все заполонили, процветали антисанитария и незаконная торговля. Но почему же столько лет молчали, а закрыли только сейчас? Поэтому я делаю вывод, что это решение – скорее политическое, чем экономическое.

Считаю, что сотрудничество Китая с Россией должно выйти на более высокий уровень. Китайцы ведь не только на рынке торговать умеют. Поэтому надо рассматривать какие-то совместные проекты – может быть, в производстве, высоких технологиях, привлекать квалифицированных китайских специалистов, инвестировать эти проекты вместе с Россией.

Это выгоднее и перспективнее, чем строительство торговых комплексов типа «чайна-таун».
Я родилась в Китае, сейчас живу и учусь в Саратове, но каждый год бываю у себя на родине. В университете осваиваю международную экономику, в последнее время еще и работаю на одном из саратовских предприятий. Так что мне приходится задумываться о развитии российско-китайских деловых отношений. Можно сказать, что взгляд на проблему у меня с двух сторон – как гражданки КНР и как жителя России. Думаю, что закрытие Черкизовского рынка – это конец чего-то плохого и начало чего-то более масштабного.

Татьяна РАДЧЕНКО,
торговец на вещевом рынке:

- Я восемь лет работаю на одном из вещевых рынков Саратова. Раньше мы закупались мелким оптом на Черкизовском рынке. Теперь приходиться ездить в Турцию, а там настоящий аншлаг – «челноков» из России стало в разы больше. Товар на Черкизовском был дешевле, но турецкое качество все же лучше. Тем не менее закупаться в России безопаснее. Возможно, осенью придется искать новых поставщиков, что само по себе дело непростое.
2009-08-21


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007