Поиск:


«Золотая жила» уйдет в Оренбург?
Как сделать разумное капиталовложение, когда на дворе трудные времена? Давайте представим себе такую ситуацию: можно пустить некоторые деньги из личного бюджета на повседневные нужды, какое-то время их «проедать», в итоге они кончатся, и прибыли не принесут. А можно вложить эту сумму, к примеру, в самообразование. Допустим, изучить английский язык или освоить популярные компьютерные программы. Гарантий устроиться на новую, более высокооплачиваемую работу – никаких, так что определенный риск в капиталовложении есть. Но шансы улучшить свою жизнь возрастают в разы.

Рисковать или не рисковать? Ответ на этот вопрос на прошлой неделе искали депутаты Саратовской областной думы. Представители правительства области, собравшиеся за круглым столом, просили депутатов выделить из казны 15–20 млн на подготовку проектной документации по созданию торгово-выставочного транспортно-логистического комплекса (ТВ ТЛЦ) «Озинки-Таскала».
Этому проекту, достаточно амбициозному и масштабному, уже два года. Призван он обеспечить взаимовыгодное функционирование транспортной системы грузопотоков и создание общего рынка транспортных услуг в рамках формирующегося евразийского экономического пространства. По предварительным прогнозам реализация проекта даст области 3,5 тысячи новых рабочих мест и значительно увеличит поступления в бюджет за счет налогов и инвестиций (к 2017 году – до 1,65 млрд рублей в год).
Казахстанская сторона этот проект поддерживает. В 2008 году между акиматом Западно-Казахстанского региона и правительством Саратовской области было заключено соглашение, согласно которому проект осуществляется совместно. Для реализации саратовской части было организовано ООО «Транспортно-логистический комплекс Саратовской области», в чьи обязанности входило ведение переговоров по проекту и заключение договоров на его финансирование.
Чтобы решить проблему – участвовать региону в реализации проекта или нет – депутаты собрали за круглым столом всех заинтересованных лиц: представителей областного правительства, таможенников, пограничников. Бизнес на этой встрече представляли президент областной Торгово-промышленной палаты Максим Фатеев и исполнительный директор местного отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Павел Михеев.
Первой убедить депутатов в необходимости проекта пыталась генеральный директор ООО «ТЛЦ Саратовской области» Людмила Калинина. По ее словам, для реализации проекта потребуется весьма солидная сумма – 26 775 млрд рублей. Естественно, что такие деньги область не осилит. Самая выгодная форма работы в этом случае – государственно-частное партнерство (ГЧП).
– Что интересно, – подчеркнула она, – проектом ТВ ТЛЦ «Озинки-Таскала» заинтересовался Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внеш­экономбанк). Он готов профинансировать до 80% общей стоимости проекта. Проект даже попал в так называемый «лист ожидания». Но для того чтобы начать финансирование, Внешэкономбанку требуется экономическое обоснование проекта, пошаговые рекомендации по проработке его региональной стадии. И вот тут возникла проблема. Обычно в таких случаях подобная документация разрабатывается внутри региона с привлечением местных возможностей, как бюджетных, так и бизнеса. Бизнес готов участвовать, но только в том случае, если в проекте примет участие область. Вот здесь и нужны те самые 15–20 млн рублей.
Казалось бы, и думать нечего – надо выделить требуемую сумму, тем более что по сравнению с грядущими прибылями она и впрямь выглядит незначительной. Но, как оказалось, не все так просто.
По словам министра по развитию транспортного комплекса Сергея Шейкина, проект не сильно интересен на федеральном уровне. Центр вообще не заинтересован в том, чтобы грузопоток из Китая шел транзитом через Казахстан. Поэтому основное внимание уделяет транссибирской магистрали. Однако для стран Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), и для стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), перспективен путь именно через Казахстан. На то, чтобы перетянуть азиатский грузопоток на себя, работают кроме Саратовского региона еще и Оренбург, Самара, Татарстан и Астрахань. Причем проекты по созданию подобных логистических комплексов стартовали везде одновременно. И сейчас именно Оренбург и Самара идут в лидерах на реализацию проекта на своей территории.
– Но у Саратова, – заверил министр, – все еще остаются шансы построить транспортно-логистический центр у себя. Тем более что Казахстану интересна именно наша область.
Положительно оценили проект и представители Саратовской таможни. Сейчас, в рамках реализации новой таможенной концепции все посты переносятся в приграничную зону. В частности, уже идет реформирование таможенного поста в Озинках: он будет разделен на два – железнодорожный и автомобильный, что позволит увеличить грузопоток без потери качества обслуживания.
При этом бизнес, повторюсь, готов участвовать в реализации проекта. Об этом говорил и министр инвестиционной политики Саратовской области Кирилл Семенов:
– Мы рассылаем предложения об участии, и предприниматели готовы вкладываться. Но им нужны гарантии.
Точку зрения предпринимательского сообщества озвучил Максим Фатеев:
– Этот шаг очень нужен области – он даст толчок глобальному экономическому развитию региона. Ведь создание центра – это не только 3,5 тысячи рабочих мест, это создание целой инфраструктуры: придорожные гостиницы, мотели, кафе, развитие международных связей. Но время работает против нас. Если мы не примем положительного решения до октября, мы можем по­прощаться с возможностью реализации проекта.
Резолюция, заранее подготовленная областными депутатами и содержащая в себе весьма расплывчатые формулировки, приобрела конкретные очертания. Депутаты решили, что областное правительство должно написать письмо в облдуму, в котором четко изложит необходимость вложения в проект 20 млн рублей, а Дума на очередном заседании примет по этому вопросу окончательное решение.
Вопрос снова повис в воздухе, однако общее впечатление от прошедшего мероприятия позволяет говорить о том, что больной скорее жив, чем мертв, ведь регион пока еще не потерял надежды получить когда-нибудь «золотую жилу» под названием ТВ ТЛЦ «Озинки-Таскала».


Напомним, что Максим Фатеев представлял проект торгового, выставочного, транспортно-логистического центра «Озинки» как одну из наиболее эффективных на сегодняшний день форм приграничного сотрудничества на прошедшем недавно в Бишкеке заседании Совета руководителей торгово-промышленных палат государств-участников СНГ. Проект получил одобрение участников заседания.

Максим ФАТЕЕВ, президент Торгово-
промышленной палаты Саратовской области:
– Мы постоянно говорим о своеобразии географического положения Саратовской области. Но почему-то забываем применять это на практике. Не хочется громких слов, но считаю, что этот инвестпроект глобален и вполне сопоставим со всесоюзными стройками бывшего СССР. Главный инвестор Внешэкономбанк – это не частная лавочка, а серьезное государственное учреждение. Проект признан пригодным для кредитования. Если с ним придется расстаться, то, думаю, что в дальнейшем подобных ему экономически эффективных строительств долго не будет.
Анна МУХИНА
2009-08-21


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007