Поиск:


Как это в Америке
В декабре прошлого года Торгово-промышленная палата России отметила двойной юбилей – 90 лет со дня выхода указа о российских торгово-промышленных палатах и 75 со дня образования ТПП Российской Федерации. В этом номере «НВ» продолжают публикацию материалов из истории объединений предпринимателей – прообразов современных торгово-промышленных палат.

Несмотря на существенные различия в организации отдельных торговых палат США, ТП схожи в одном: это добровольные общественные объединения предпринимателей, созданные по инициативе торговцев и промышленников без участия власти. Как и многие фирмы Америки, они получали от государства права корпораций в форме хартии.

Огромное количество палат в Америке сопровождается немногочисленностью их членов, из-за чего появляется необходимость установления больших членских взносов для поддержания таких организаций на должном уровне. Это мешает вступлению в ТП предприятий малого бизнеса, имеющих ограниченные уровень дохода и возможность влиять на ситуацию на рынке. Есть примеры установления больших членских взносов в отдельных палатах, связанные с необходимостью решать социальные проблемы, например, обеспечивать крупными суммами семейства умерших предпринимателей, входивших в объединение.
В некоторых ТП число членов не оговаривается уставом, но право вступать в организацию покупается.

Наиболее существенные черты деятельности американских торговых палат – их активное влияние на законодательство и управление штатом, забота о местных интересах и обеспечение членов подробной статистической информацией.

Торговая палата Нью-Йорка, наряду с вопросами стабилизации курса доллара, разрешения споров на равноправной основе и повышения уровня образования торгового класса, занимается проблемами строительства объектов инфраструктуры, каналов, железнодорожных линий и т.д. Подобные функции берут на себя и другие ТП.

Среди услуг, оказываемых палатами непосредственно своим членам, на первом месте стоит обеспечение их необходимой статистической информацией. Сведения о ввозе и вывозе из отдельных штатов и всей страны в целом, отчеты об урожаях и погоде подготавливаются с возможной точностью и быстротой и предоставляются предпринимательским объединением в форме, удобной для практического использования.
Сейчас в Соединенных Штатах действуют около 5 тыс. ТП, примерно половина из 10 тыс., зарегистрированных Международной торговой палатой. 3 тыс. входят в Торговую палату США.
В ней состоят 1200 торговых ассоциаций. Взнос в ТП США в среднем составляет 700 долларов в год.

Крупные компании платят до 100 тыс. в год в зависимости от оборота, мелкие – 150–200 долларов, местные палаты – столько же. В отличие от многих стран Европы, где членство в палатах обязательное, а статус последних определяется законом, в Америке членство добровольное. Причем статус определяет не национальное законодательство, а традиции, сложившиеся по отношению к различным общественным организациям.

В статье использованы материалы книги одного
из основателей ТПП Саратовской области Виктора Федотова «Торгово-промышленные палаты» и сайта www.altpp.ru

Анна МУХИНА
2008-01-11


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007