Фондовый рынок и ценные бумаги медленно, но верно превращаются в России в часть обычной жизни. Изменения рыночных индексов вместе с новостями про рост и падение акций освещают уже не только деловые издания. А на телеканалах ценные бумаги сейчас обсуждают в программах, рассчитанных чуть ли не на домохозяек.
Новая тема последних лет – IPO, то есть первичное размещение ценных бумаг. Все больше отечественных предприятий из самых разных сфер выходят на финансовый рынок за деньгами, предлагая взамен свои акции. В России уже состоялись и «народные IPO», в ходе которых любой желающий мог купить себе «кусочек» «Роснефти», Сбербанка или «ВТБ». Между тем саратовский бизнес никаких планов в отношении фондового рынка за последнее время не обнародовал. Почему?
Значение фондового рынка и бирж в современной экономике сложно переоценить.
– Финансовый рынок дает возможность определить рыночную цену на все, что угодно. А также помогает трансформировать сбережения населения в инвестиции. И это важнейшая его функция, – рассказал на одном из семинаров Клуба региональной журналистики «Из первых уст» президент Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) Александр Потемкин.
Исходя из этого для предприятий во всем мире выход на рынок с ценными бумагами – одна из форм привлечения денег в бизнес. Можно взять их у банков в виде кредитов. А можно выпустить облигации или продать часть акций компании на бирже.
Превращения «гадкого утенка»
– Российский рынок начался с размещения не акций, а облигаций. И без рынка облигаций, который сейчас успешно развивается, не было бы кредитной истории, которая была необходима новым и старым российским компаниям, чтобы доказать на рынке свою самостоятельность, – подчеркивает Потемкин. По его словам, только за 2006 год фирмы нашей страны смогли привлечь с помощью облигаций порядка 17 млрд. долларов.
Когда были освоены облигации, настала очередь IPO. Эта аббревиатура расшифровывается как Initial Public Offering, то есть первичное публичное размещение ценных бумаг.
Сначала каждое IPO встречали как событие года, что не удивительно. Затем их стало возникать все больше и больше. А ситуацию, которая сложилась сейчас, принято называть уже просто бумом IPO. Конечно, на фоне стран Европы и США наш фондовый рынок смотрится пока «ребенком».
– Только две нью-йоркские биржи – это 1850 эмитентов акций. У нас – 191. Очень мало публичных компаний сегодня в России, – отмечает президент ММВБ.
Однако все в руках предпринимателей нашей страны. И тем удивительнее на фоне общих успехов картина, которую мы можем видеть на саратовской земле. За последние годы местный бизнес не выпускал на публичный рынок не только акции, но даже и облигации (!). О планах на будущее по этому поводу, за редким исключением, тоже ничего не слышно. Почему сложилась такая ситуация?
Страшно, аж жуть
У саратовских компаний собственные ценные бумаги, разумеется, тоже есть. В регионе существуют тысячи акционерных обществ, в том числе несколько сотен открытых (ОАО). Но на биржевых площадках их бумаг практически нет. Надо оговориться, что речь идет именно о самостоятельных местных компаниях, поскольку многие саратовские предприятия входят в состав крупнейших бизнес-структур страны, чьи бумаги торгуются на российских и зарубежных биржах. К примеру, таких, как РАО «ЕЭС», ТНК-ВР, «Газпрома» и других компаний.
Этот частично и объясняет отсутствие саратовских ценных бумаг на бирже. В состав федеральных холдингов входят в основном крупные и успешные местные предприятия. То есть те самые, бумаги которых на фондовом рынке хотели бы увидеть в первую очередь. Но центры принятия решений находятся за пределами нашей области. И там целесообразности IPO или других проектов на бирже, видимо, пока не усматривают.
Если же взять самостоятельные местные предприятия, то у них главная причина для игнорирования фондового рынка, по мнению большинства экспертов, – страх. В первую очередь, страх «захвата», то есть утраты контроля над собственностью и ее управлением. Руководитель одного из крупнейших предприятий области (ОАО) в беседе с автором статьи рассказал, что 95% акций находится у ограниченного числа владельцев. По его словам, это «стратегическое решение». Кстати, данная компания входит в число «миллиардеров», то есть предприятий области, ежегодный объем продукции которых превышает сумму в миллиард рублей. Между тем именно «миллиардеры», по мнению экспертов, в первую очередь могли бы выйти на фондовый рынок.
Не дальше собственного носа
Другая причина – это личностные качества руководителей и собственников, их уровень образования, мышления и т.д. Эксперты отмечают, что многие главы предприятий до сих пор просто не в курсе, что существует такой механизм повышения капитализации компании, как фондовый рынок.
– У них есть стереотип: если нужны деньги, надо идти в банк. Но там достаточно высокие проценты. Более того, кредитование в банке в большинстве случаев подразумевает наличие залога. А выпуск, например, облигаций, происходит, как правило, на беззалоговой основе (облигации не имеют обеспечения в явном виде). И размер выплачиваемых процентов по ним, как правило, ниже, чем банковская ставка при кредитовании, – отмечает Олег Степанов, директор Саратовского фондового интернет-центра, входящего в столичную группу компаний «АЛОР».
Существуют и более радикальные мнения.
– Земля саратовская родила одного крупного бизнесмена – руководителя холдинга «Солнечные продукты» Владислава Бурова (в состав холдинга входят несколько предприятий, включая «Жировой комбинат» и «Янтарное»). Он один может выйти на IPO и, я думаю, выйдет. У остальных наших бизнесменов и уровень мышления, и кругозор замыкаются на локальный рынок. Эти люди не готовы вести бизнес прозрачно, смотреть «дальше собственного носа», и они просто небольшие по оборотам. Ну, а главное, их и так все устраивает, – уверен руководитель инвестиционной компании «Росинвест», кандидат экономических наук Игорь Одоевский.
Разумеется, выход на рынок – процесс долгий, сложный и трудоемкий. Непременно придется приводить в соответствие с международными стандартами всю отчетность и осуществлять другие мероприятия по повышению прозрачности. С другой стороны, это само по себе неплохо, и, как правило, благоприятно отражается на деловой репутации.
Кстати, выгоды, которые дает форма акционерного общества, понимали еще дореволюционные предшественники нынешних бизнесменов. В начале прошлого века Саратовский биржевой комитет отмечал в отчете, что «в последнее время появился целый ряд крупных предприятий, не имеющих уже прежнего частновладельческого характера и возникших на паевых и акционерных началах». В частности, в акционерные товарищества были преобразованы легендарные торговые дома мучных королей Борелей, братьев Шмидт и купца Степашкина. Ценные бумаги позволяли капиталам активнее циркулировать в экономике. И у семьи миллионеров Борелей, к примеру, кроме профильных активов «различного рода ценных бумаг имелось на сумму 208,3 тыс. рублей».
Местные власти, кстати, тоже не торопятся подавать позитивный пример бизнесу. За последнее десятилетие органы власти различных уровней не раз озвучивали планы по выпуску ценных бумаг. В частности, в 2003 году мэрия Саратова подготовила все документы для облигационного займа. Тогда у города был крайне жесткий кризис в отношениях с энергетиками. И размещение муниципального займа могло стать решением проблем. Но размещения облигаций не состоялось, поскольку мэрия нашла выгодный банковский кредит.
Два года назад появилась информация о том, что власти Саратова снова готовятся к дебюту на рынке. Но и этот проект не был реализован.
Увидеть будущее
Имеют ли местные фирмы шансы на успех, в случае если захотят перейти в число публичных компаний?
– Перспективы есть у большинства предприятий. С каждым годом инструменты фондового рынка становятся все проще и доступнее. Вопрос лишь в готовности использовать новые возможности, желании становяться рыночными, – уверен Олег Степанов. – Например, два года назад мы вывели на биржу акции такого местного предприятия, как «ВНИПИГаздобыча». В результате в период с 2005 по 2007 год они выросли более чем в шесть раз. А это значит, что стоимость этой компании (капитализация) тоже возросла как минимум на такую же величину. И от этого выиграли, в первую очередь, акционеры и само предприятие.
Эксперты убеждены, что многие местные компании недооценены в разы. Но выход на публичный рынок могут инициировать только их руководители и собственники. И лишь в том случае, если у них есть долгосрочные планы и стратегия, поскольку тогда и вкладываться в развитие фондовых инструментов имеет смысл. Пока же, по мнению большинства экспертов, саратовские бизнесмены в массе своей не имеют стратегий развития даже на три-пять лет вперед. Владельцы и менеджеры не амбициозны.
Надо сказать, что в нашем городе, в общем, всегда «долго запрягали». Устав первой Саратовской биржи был утвержден усилиями крупного купца первой гильдии П.И. Кокуева в 1870 году. Но понадобилось еще долгих 10 лет на формирование биржевого сообщества. А сама биржа открылась только в феврале 1882-го. Со временем возникла необходимость в открытии фондовой биржи, но Министерство финансов страны не разрешило ее создать.
Несмотря на это, Саратов в начале прошлого века стал одним из самых крупных деловых и торговых центров России. Поэтому, кто знает, возможно, и ценные бумаги местных предприятий мы увидим на биржах куда раньше, чем сейчас можем предположить.