Поиск:


За словом в карман (бизнес-словарь)
Тейлоризм – одно из направлений американской теории менеджмента, система организации труда и управления производством, возникшая на рубеже XIX--XX веков и названная именем одного из ее отцов-основателей, инженера и исследователя Ф.У. Тейлора.

Тейлор и его последователи считали, что производительность труда способна расти лишь при помощи стандартизации трудовых методов, орудий и приемов. Вводиться она должна не иначе как принудительно, насаждаться «сверху», в связи с тем что рабочие сами по себе невежественны и пассивны. При этом единственным методом стимуляции рабочих Тейлор полагал принцип материальной заинтересованности.
Тейлоризм предусматривает подробное исследование всех процессов, происходящих на производстве. Любая операция разбивается на простые действия, после чего для каждого рабочего устанавливается конкретное задание (иначе «тейлоровский урок») с жестким регламентом выполнения, вплоть до мельчайших деталей.

В соответствии с теорией, всех работников необходимо обучать рациональным методам и приемам выполнения собственных функций. Для обучения отбираются те, которые наилучшим образом соответствуют – по своим антропометрическим и психофизиологическим качествам – заданным параметрам работы. Идеальным претендентам иногда дается название «рабочие-чемпионы». Они же являются эталоном выработки – на чемпионов должны равняться все остальные.

Все действия работников также тщательно изучаются, зачастую при помощи специальной регистрирующей аппаратуры. Из процесса при этом должны быть полностью исключены избыточные, лишние и нерациональные приемы и даже движения. Все оставшееся как раз и входит в «тейлоровский урок», который, повторим, имеет крайне жесткие рамки выполнения, в том числе и временные. И если рабочий в эти рамки не укладывается, его ждет штраф.

Рабочие, в соответствии с теорией тейлоризма, должны оставаться всегда и только исполнителями. Они полностью освобождаются от дополнительных функций и обязанностей, включая, например, расчеты, обдумывание процесса, подготовку к работе, снабжение, ремонт и т.д. Всем этим занимается отдельный управленческий аппарат.

В своих исследованиях Тейлор исходил, в частности, из того, что основные интересы рабочих и работодателей одинаковы, и его социальная концепция в конечном итоге стала одним из базовых принципов американской философии менеджмента. Предполагается, что цель производства состоит в увеличении комфорта и благосостояния человечества вообще, а научное управление выливается в конструктивный вклад в экономический и социальный прогресс.

Одним из основных моментов тейлоризма становится «принцип разумного эгоизма». Проще говоря, никто не должен получать больше, чем заработал, а филантропические мотивы полностью устраняются из деловой жизни. Таким образом, названная материальная стимуляция ведет в конечном итоге к расширению производства. Практически Тейлор разработал особую систему сдельной оплаты, в соответствии с которой рабочие получают не только штрафные санкции, о чем упоминалось выше, но и, наоборот, дополнительные премии и бонусы в случае выполнения нормы или переработки.

Когда методика Тейлора получила свое распространение на американских предприятиях в начале прошлого века, это привело к резкому росту интенсивности труда. Работников, которые в конечном итоге не выдерживали заданных высоких темпов, либо увольняли, либо, в крайнем случае, переводили на более «легкую» и хуже оплачиваемую должность.

Принципы тейлоризма, иногда в несколько измененном виде, легли в основу многих современных систем организации труда.
2008-01-11


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007