Поиск:


Вперед, на Запад!
Европейские специалисты рассказали саратовским предпринимателям о Мадридской системе международной регистрации товарных знаков

Товарный знак – лицо компании. Он работает на репутацию. И когда становится узнаваемым, начинает работать на прибыль.

В обычной жизни товарный знак называют по-разному – бренд, лейбл, торговая марка. Однако независимо от наименования он остается объектом интеллектуальной собственности, которую нужно охранять. «НВ» не раз писали, как страдают владельцы раскрученных, но незарегистрированных товарных знаков: недобросовестные конкуренты пользуются известными брендами, регистрируют права на них и получают от этого значительные дивиденды.
С некоторых пор бизнес, ориентированный на долгосрочную и качественную работу, стал гораздо внимательнее относиться к «лицензированию» товарного знака. Юристы областной торгово-промышленной палаты, а также специалисты давнего партнера ТПП – ОАО «ПатентВолгаСервис» в последние несколько лет отмечают значительный рост заявок на регистрацию.
Кроме того, многие предприниматели, выходя на зарубежные рынки, стараются обезопасить свою репутацию и регистрируют товарный знак на территории других стран. Проблема в том, что за это нужно платить в каждом отдельно взятом государстве. Правда, существует еще один способ зарегистрировать бренд на территории нужного количества стран с наименьшими финансовыми затратами. Это позволяет сделать так называемая Мадридская система. Именно ей был посвящен семинар, который проходил в СГУ 2–3 июня. Вели его специалисты Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Сергей Зотин и Антонина Стоянова (Женева) и представители Роспатента Роберт Восканян и Лариса Бумажная (Москва).
Доклады были посвящены не только теоретическим вопросам (деятельность ВОИС, организация Мадридской системы), но и практике.
Роберт Восканян заметил, что если в начале 90-х годов в Роспатент поступало 4,5 тыс. заявок в год на регистрацию товарных знаков, причем половина от иностранцев, то сейчас – 45–50 тысяч, и подавляющее большинство – от отечественных компаний. Доклад представителя Роспатента касался и субъективного фактора при принятии решения по «лицензированию» того или иного товарного знака, в частности, когда бренды сходны до степени смешения и их можно перепутать (например Panasonik и Pasanonik). Рассматривали и другие случаи отказа. Юрист из Тольятти (слушатель) рассказал, что товарный знак «Край-каравай» на хлебобулочные изделия Роспатент регистрировать отказывается, поскольку рассматривает в словосочетании каждое слово по отдельности. Роберт Восканян посоветовал продолжать регистрацию, в крайнем случае обращаться в палату по патентным спорам.
Такие случаи происходят по одной причине: эксперт Роспатента должен вынести решение о «лицензировании» для трех-четырех товарных знаков в день – огромная работа. Поэтому иногда бывают ошибки. Следовательно, подчеркнул представитель Роспатента, после первого отказа предпринимателю не стоит останавливаться.
Также участники семинара рассмотрели и саму Мадридскую систему международной регистрации товарных знаков. Сейчас в нее входит 84 страны. Пользуясь этой системой, можно значительно облегчить себе жизнь. Каким образом?
Можно подать заявку на международную регистрацию товарного знака непосредственно в Патентное ведомство каждой страны. Однако это потребует немалых материальных затрат, так как каждая заявка должна быть переведена, а еще придется оплачивать услуги местных патентных поверенных. Кроме того, весь процесс может занять достаточно много времени. Например, максимальный срок регистрации торговой марки в Германии – около трех лет.
Мадридская система позволяет получить международную регистрацию бренда одновременно в нескольких странах-участницах Мадридского соглашения, подав всего одну заявку. Сейчас ее разрешено направлять на трех языках – английском, французском или испанском. Но, вероятнее всего, это не надолго.
– В сентябре ВОИС будет рассматривать возможность включения в список официальных еще шесть языков, среди которых и русский, – заметила Антонина Стоянова.
Очень возможно, что он будет включен в список официальных в Мадридской системе, поскольку прирост запросов на регистрацию товарного знака из России только за 2008 год составил 33,5%.
На семинаре рассматривались и многие другие вопросы. Напомним, он проходил в рамках соглашения между Роспатентом и правительством Саратовской области. Организационную поддержку оказывал давний партнер региональной торгово-промышленной палаты ООО «ПатентВолгаСервис».

Татьяна КУЗНЕЦОВА, юрист правового департамента Торгово-промышленной палаты Саратовской области:
– Семинар нас заинтересовал, поскольку правовой департамент областной ТПП довольно долгое время занимается регистрацией товарных знаков. На мероприятии были освещены отдельные вопросы, возникающие у патентных поверенных и заявителей в процессе регистрации, была озвучена информация, касающаяся международной регистрации товарных знаков. Но самое главное, и юристы и заявители имели возможность пообщаться с представителями Роспатента.
Мы, в свою очередь, получили новую информацию, которая способствует улучшению деятельности по регистрации. Вполне вероятно, что вскоре палата сможет предложить своим клиентам услуги по международной регистрации товарных знаков.

ВОИС – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций. Его работа направлена на развитие сбалансированной и доступной международной системы интеллектуальной собственности, обеспечивающей вознаграждение за творческую деятельность, стимулирующей инновации и вносящей вклад в экономическое развитие при соблюдении интересов общества. Сейчас членами ВОИС являются 184 государства, в том числе Россия.
Анна МУХИНА
2009-06-08


410071, РОССИЯ, г. Саратов, ул. Шелковичная, 186
Замечания и предложения направляйте по адресу: ps@sartpp.ru
Copyright © 2007